Тренды современного образования и возможности их актуализации посредством медиатехнологий

14.03.2018

Обсуждение темы о трендах современного образования проходило на семинаре в ГЦИ «Эгида» в рамках городского Медиаобразовательного проекта для педагогов-модераторов образовательных организация. Семинар проводила Елена Владимировна Богданова, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии ИИГСО.

Участниками семинара были классные руководители образовательных организаций, педагоги-психологи, социальные педагоги, заместители директоров по воспитательной работе.

В начале встречи Елена Владимировна напомнила о том, что сегодняшний мир требует качественно иного типа мышления и навыков, отвечающих принципам и целям устойчивого развития. На первый план выходит образование.

Выражение «образование в интересах устойчивого развития» (ОУР) впервые прозвучало в 1992 году на Всемирном саммите Земли в Рио-де-Жанейро. Образование в интересах устойчивого развития включает в себя экологическую, экономическую и социальную составляющие и пронизывает все дисциплины, как в области естественных наук, так и в экономико-социальных и гуманитарных направлениях.

«Цель и главное отличие ОУР от традиционного — развитие компетенций, которые позволяют личности анализировать собственные действия с точки зрения их социального, культурного, экономического и экологического влияния на настоящее и будущее. ЮНЕСКО определяет ОУР как образование, которое «дает возможность принимать осознанные решения в интересах сохранения окружающей среды, экономического процветания и справедливого общества для настоящих и будущих поколений, уважая при этом культурные различия между народами».

В отчете о будущем профессий, сделанном на очередном Всемирном экономическом форуме в Давосе, назван список тех умений, которые будут самыми нужными через 5 лет. Список очень интересный, потому что показывает значительные тенденции развития человека, общества и культуры. Какие люди будут на пике карьеры через 5 лет? Ведущая семинара предложила этот список к обсуждению:

  1. Комплексное многоуровневое решение проблем (Complex problem solving) как  способность  видеть суть проблем и разбираться с причиной, а не со следствием.
  2. Критическое мышление (Critical thinking) – полезный навык, потому что вопрос: «А, может, всё работает вовсе не так, как мы предполагаем?» помогает развитию.
  3. Креативность в широком смысле (Creativity) – это способность видеть то, чего еще нет.
  4. Умение управлять людьми (People management) – талант выиграет игры, а команда – чемпионаты.
  5. Взаимодействие с людьми (Coordinating with others) – это, пожалуй, понятно.
  6. Эмоциональный интеллект (Emotional intelligence) – как способность понимать эмоции, намерения и мотивацию других людей и свои собственные, а также умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.
  7. Формирование собственного мнения и принятие решений (Judgment and decision-making) - на этом тоже не будем останавливаться – тут все ясно.
  8. Клиентоориентированность (Service orientation).
  9. Умение вести переговоры (Negotiation) это понятно, не так ли?
  10. Когнитивная гибкость (Cognitive flexibility) – это способность ума быстро переключаться с одной мысли на другую, а также обдумывать несколько вещей одновременно.

В процессе обсуждения навыков и умений, которыми необходимо обладать человеку для успешной самореализации, пришли к ряду выводов относительно основных трендов (направление, тенденция развития) образования. Самыми важными были отмечены следующие:

  1. Инновационность. «Определений этого понятия много, но для меня это «новый продукт на новом рынке», – отметила Елена Владимировна и, в качестве примера, привела проект «Новосибирск в одной коробке». Этот проект основан на волонтерской технологии «равный равному» и заключается в том, что дети, старшеклассники наших школ, рассказывают о нашем городе в разных аспектах детям-иммигрантам, у которых есть сложности в плане адаптации в новых условиях. Ничего нового не придумано, та же самая технология. И оказалось, что она дает результат. Тогда о ней можно говорить, что это инновационный продукт, потому что, используя его в новых условиях, в новой ситуации, получаем новый результат. Это и есть инновация. И это честно для себя.
  2. Открытость. Быть открытыми для всех, кто хочет зайти на наш сайт, познакомиться с нашими ресурсами. Это же так здорово, если у вас есть что-то новое, интересное, и вы можете обо всем этом сказать на сайте. С этим могут все познакомиться. Узнаваемость – это важный момент, про вашу идею начинают говорить, узнавать. А сопоставление позволяет понимать в ту ли.
  3. Профориентация. Есть такой предмет «Основы выбора профессии». Что можно делать в этом направлении? В России было сделано исследование, которое называлось «Компетенции 2030». Хорошее исследование: опрашивали школьников, студентов, работодателей, людей в возрасте до 30 лет, и были высчитаны те компетенции, которые необходимы. На основании этих компетенций был составлен Атлас новых профессий. Логика Атласа следующая – есть компетенции и есть сфера профессиональной деятельности. Если брать Нard skills (профессиональная компетенции) и Soft skills (социально-личностная комппетенции), то здесь как раз про Soft skills. У человека могут быть профессиональные навыки, но, если он не может строить отношения с людьми, то вряд ли он в этой профессии он будет успешен. Чтобы быть успешным в той или иной сфере, необходимо формировать в себе ряд компетенций. Атлас построен так, что ест профессии и те компетенции, которые необходимы для этой профессии. В этом случай смысл профориентации сильно меняется – это не предмет. это, по сути дела, помощь определиться в том, чем ты хочешь профессионально заниматься в жизни, и развить те компетенции, которые помогут работать в этой профессии успешно. Нужно представить, что там за горизонтом, понять, «куда я буду плыть». Задача заключается в том, чтобы помочь ребенку расширить представление о мире, сделать этот мир большим. Что для этого делать? Можно смотреть фильмы, организовывать встречи с интересными людьми, подключать родителей, выходить на реальные производства. В общем, дать понять, насколько сегодня мир большой. Есть хороший портал 365done, материалы которого помогут воспитать в себе полезные привычки, довольно популярен среди молодежи. Ведущая познакомила слушателей с материалами еще одного портала – «Национальная технологическая инициатива». Это долгосрочная комплексная программа по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15–20 лет. В этом будут участвовать наши сегодняшние ученики. Важными аспектами данной программы является Банк проектов НТИ и возможность бесплатного дистанционного обучения.
  4. Российская идентичность.  Идентичность – это, своего рода, «линза», модель восприятия мира, система интерпретации себя и других, весьма устойчивая к влиянию политической конъюнктуры. Что может формировать и формирует Российскую идентичность? Это очень серьезный вопрос, и он требует серьезного осмысления.

Несмотря на то, что было рассмотрено много важных аспектов заявленной темы, связанной с трендами современного образования, ряд вопросов не успели обсудить, и они переносятся на следующую встречу.

Материалы подготовила Федотко Татьяна Алексеевна, 

руководитель городского Медиаобразовательного проекта

Добавить комментарий

Target Image