В Новосибирске состоялся практический семинар с участием известного российского нейропсихолога Татьяны Визель

06.11.2018

3-4 ноября в Новосибирске состоялся практико-ориентированный семинар Татьяны Григорьевны Визель, одного из ведущих отечественных нейропсихологов, доктора психологических наук, профессора: «Использование методов нейропсихологии в практической деятельности специалистов, работающих с детьми с ОВЗ: с детьми с ЗРР, с ТНР, с проявлениями аутистического спектра».

Семинар проводился в рамках реализации концепции развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Новосибирской области от 19.04.2016 № 103-РП, и организован по инициативе Новосибирского ЛОГОКЛУБа, при поддержке Центра «КРУГОЗОР», а также «Новосибирского педагогического колледжа № 2».

Согласно данной концепции, каждый ребенок с ОВЗ имеет право на получение адекватного образования либо в специальной (коррекционной)  образовательной организации, либо в образовательной организации по месту жительства. Поэтому, во всех детских садах, школах должны быть подготовлены особые образовательные условия, учитывающие особенности каждой отельной категории детей с ОВЗ. В образовательных организациях создаются службы психолого-педагогической помощи детям, включающие учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов и т.д.. Учителя, воспитатели должны пройти соответствующее обучение для создания совместно со специалистами индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося.

Актуальность семинара состоит в том, что каждому педагогу-дефектологу (то есть логопеду, олигофренопедагогу, тифлопедагогу и сурдопедагогу) и педагогу образовательной организации просто необходимо знать основы нейропсихологии, потому как, не имея представления о природе нарушения, невозможно его исправить. Ведь, наверняка, любой родитель, придя к дефектологу, педагогу спросит: «Почему мой ребенок не говорит?» и так далее. Ключевое слово – «почему», то есть каковы причины данного недостатка, и только потом родитель спросит: «Как это исправить?»

В работе семинара приняли участие более 350 человек, в том числе, учителя-логопеды, дефектологи, педагоги-психологи, учителя начальных классов, студенты педагогических ВУЗов, родители детей с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской, Томской, Омской, Кемеровской областей, Алтайского и Красноярского краев, а также некоторых городов Казахстана.

В интерактивной форме участники познакомились с понятием «нейропсихология», которая, как выразилась сама Татьяна Григорьевна: «Говоря простым языком, связь работы мозга и психического развития человека. То есть нейропсихология отвечает на вопрос, какие участки мозга за что отвечают, почему, например, ребенок невнимателен, гиперактивен, почему человеку трудно говорить, писать и читать или вообще невозможно это сделать и так далее». В течение двух дней участники семинара рассмотрели ключевые вопросы и кейсы, знания по которым смогут использовать в своей практической деятельности по коррекции детского речевого развития

По отзывам сотрудников центра «КРУГОЗОР» особо значимым мероприятием была  возможность рассмотреть применение методов нейропсихологии, на примере клинических разборов диагностики отдельных детей, проведенных с согласия родителей и прокомментированных Т.Г. Визель. А также психолого-педагогическая находка Татьяны Григорьевны – применение нетрадиционной, отличной от классических методик, методика коррекции заикания у детей.

Хочется привести некоторые примеры.

Нарушения речи могут быть самыми разными, как и причины их появления. Но самым загадочным и тяжело поддающимся коррекции является заикание.

Классические методы, которые используют в своей практике учителя-логопеды оказываются малоэффективными. Татьяна Григорьевна познакомила слушателей со своей методикой, дающей поразительные результаты:

«Нет, они улучшают речь детей (классические методы) и даже взрослых. Но не борются с заиканием как таковым. Есть более «провальная» и даже отвратительная рекомендация, которую иногда дают заикающемуся ребенку: это совет вдохнуть воздух, а потом говорить. Во время осознанного вдоха дыхательная система напрягается, а нам надо, чтобы расслабилась! Речевой вдох должен регулироваться не усилием воли, а речевым смыслом. Есть специальные упражнения, которые приучают к рефлекторному вдоху. Родителей своих маленьких пациентов я обучаю этим упражнениям, и они успешно их применяют в работе с детьми. Самое простое — это обычные «ладушки», когда ребенок ритмично сжимает одну ладонь другой ладонью и проговаривает текст. Сначала знакомый — например сказку про Колобка, а потом уже и незнакомый. Это лучше, чем отстукивание ритма, потому что работают две руки, то есть мы задействуем оба полушария мозга, таким образом гармонизируя два полушария. Казалось бы — мелочь, но на самом деле это радикально меняет проблему. Но только при условии, что это начальная стадия заикания. Это важный момент».

В перерывах между лекциями были намечены новые актуальные темы, волнующие педагогов и родителей, и пути дальнейшего взаимодействия между отдельными образовательными организациями, специалистами и сотрудниками центра «КРУГОЗОР».

Участников семинара поразил высочайший интеллектуальный и культурный уровень Татьяны Григорьевны, невероятная глубина познаний и опыта в области нейропсихологии и дефектологии, интеллигентность и деликатность. Татьяна Григорьевна, в свою очередь, отметила глубокую заинтересованность педагогов в содержании темы семинара и коммуникативную культуру всех участников. В подарок сибирским слушателям Татьяна Визель передала для использования в работе электронный вариант своей книги «Основы нейропсихологии» и другие методические материалы. Специалисты обратили внимание на высокий уровень содержания семинара, его организации и проведения, выразили слова благодарности организаторам.

 

Отзывы о семинаре:

«Насыщенный семинар, наполненный практическими рекомендациями и примерами, освещающий актуальные научные вопросы в области логопедии, медицины, психологии и других смежных специальностей. Впечатляет творческий и душевный подход Татьяны Григорьевны к своему делу. Спасибо огромное»! Урванцева Светлана Ивановна, заведующий логопедическим отделением ГБУЗ НСО «Детская клиническая больница скорой медицинской помощи»

«Бесспорно, лекции Татьяны Визель очень содержательны и интересны. А самое главное, что Татьяна Григорьевна рассказывает просто о сложном. Слушая её, всё встаёт на свои места и появляется вдохновение и новые силы для работы с детками. Татьяна Григорьевна умеет рассказать о сложных механизмах речевой деятельности с позиции междисциплинарного подхода так, что становится понятно и профессионалам, и родителям детей с нарушениями речи. Удивительной красоты человек, в котором сочетаются ресурсы новатора, энергия созидателя и душевность прекрасной женщины!». Ольга Ивановна Мананкова, доц. каф. логопедии и детской речи.

«Есть люди высочайшего интеллекта, культуры, образования, глубоко интеллигентные, чрезвычайно деликатные. Такой человек Татьяна Григорьевна. У Д. Гранина есть роман «Зубр» о великом генетике. Так можно назвать и Татьяну Визель в области нейропсихологии и дефектологии – невероятная глубина познаний и опыта. Мы вдохновлены искусством слова, гуманистическим отношением к профессии и жизни! Это пример настоящей преданности научной идее и любви к делу! Спасибо за организацию такой встречи!» – Ольга Юрьевна Пискун, доц. каф. коррекционной педагогики и психологии Института детства, канд. психол. наук, рук-ль Ресурсного центра сопровождения обучающихся с ОВЗ ФГБОУ ВО «НГПУ».

 

*Дети с ОВЗ – дети с ограниченными возможностями здоровья.

ЗРР – задержка речевого развития.

ТНР – тяжелые нарушения речи.

Светлана Волохова

Добавить комментарий

Target Image