Как искупать фламинго в ванне. Елена Владимировна Махова о вопросах детей и запросах взрослых

18.06.2021

В ежегодном международном конкурсе им. Льва Выготского, который проводит «Рыбаков Фонд», одной из 10 победителей в номинации «Заведующий» стала Елена Владимировна Махова, заведующий детским садом № 59. Елена Владимировна стала заведующей 15 лет назад. Тогда строилась только первая площадка детского сада. Сейчас их 4. Елена Владимировна рассказала в интервью о том, с какими ожиданиями родители отдают детей в детский сад и какие навыки, полученные в детском саду, пригодятся детям в будущем.

– Елена Владимировна, что привело к победе?

– Надо было выполнить несколько заданий: в том числе написать эссе о принятии управленческих решений, о социальном партнерстве, а еще – представить два видеоролика, один о том, чем я горжусь как заведующая, и второй на тему перемен в детском саду.

– Чем вы гордитесь?

– Я горжусь нашей командой! Это те люди, которые создают ту самую образовательную среду, которая принесла нам победу. Они поддерживают инициативу детей, их любознательность, оберегают и поддерживают индивидуальность ребенка, учат ребят умению планировать и делать выбор.

– Как вы формируете такую команду?

– Это долгий процесс формирования текущих компетенций педагогов, которые востребованы государством и обществом на сегодняшний день.

– Пожалуйста, подробнее и проще. Сделайте перевод с профессионального языка на общепонятный.

– Мы обучаем педагогов внутри учреждения и вне его. В том числе по двухлетней программе «Рыбаков Фонда» RYBAKOV ПРО ДЕТЕЙ, она основополагающая в нашей образовательной программе. В ней заложены те ценности, которые наши педагоги затем передают детям, мы готовим детей к дальнейшей жизни, как активных ее участников, а не потребителей.

– Как это активное участие формируется?

– Нет жестко организованных занятий. Обязательны только утренние и вечерние сборы, когда дети с воспитателем усаживаются на ковре и планируют день предстоящий или обсуждают уже прошедший. Вся предметная среда в группе разбита на центры, и педагог наполняет их тем, что соответствует теме сегодняшнего занятия. А затем «делает рекламу» каждому центру: в строительном сегодня есть одно, в центре рисования другое и пр. Ребенок сам выбирает, куда он отправится. А ребята старших групп на планшете зарисовывают план дня. Педагог, конечно, перемещается между центрами и соблюдая интересы ребенка решает и свои образовательные задачи.

– На нехватку педагогов не жалуетесь? Приходилось слышать о такой проблеме от других заведующих.

– Есть такая проблема в одном из наших четырех подразделений, которому только 5 лет. Там коллектив молодой, и воспитательницы выходят замуж, покупают бюджетное жилье в отдаленных районах, уходят в декрет – текучка связана с естественными причинами. Но мы поддерживаем молодых педагогов на всех уровнях, от помощи на основе отраслевого муниципального положения (найм жилья и доплата 25% первые 3 года) до системы наставничества или ежегодных конкурсов среди наших педагогов, в котором молодые участвуют в номинации «Успешный старт». Победитель определяется общественным голосованием, такое признание для молодого педагога важно.

– А мы не усложняем систему дошкольного образования? Малыш здоров, накормлен, весел, он погулял, поспал – что еще надо?

– Что вы! Современные родители настолько требовательны к системе образования, им недостаточно только присмотра и ухода и соблюдения режима дня. Им хочется, чтобы в детском саду ребята развивались. Раньше мы работали по единой типовой программе. Теперь все иначе. В начале учебного года педагоги вместе с детьми планируют образовательную деятельность! Дети обозначают вопросы, которые им интересны. Педагоги классифицируют запросы ребят по темам и с учетом детских интересов выстраивают весь образовательный процесс, теперь мы в нашей работа идем от интересов детей.

– Со старшей группы? Или с подготовительной?

– Со второй младшей группы, с 3 лет. Мы понимаем, что в 3 года ребенку еще трудно выразить свою мысль, сформулировать вопрос. И потому разработали технологию предметных карточек. Через них ребятишки могут обозначить, что им интересно. А дети старшей и подготовительной групп, конечно, формулируют вопросы самостоятельно. В прошлом году ребенок спросил: «Мне интересно, может ли розовый фламинго мыться дома в ванне?». Мы, взрослые, никогда бы такое не спросили.

– Самый интересный вопрос, который я слышала от детей: «Сколько нужно газет, чтобы завернуть живого верблюда»?

– И вы представляете, как широко можно развернуть обсуждение этого вопроса? Рассказать и про верблюдов, и про газеты, и даже математику добавить, предположить, как можно посчитать газеты. В общем, провести настоящую исследовательскую работу.

– А что ожидают от пребывания в детском саду родители особых детей?

– Главная задача – это подчеркивается запросом родителей – социализация детей. Безусловно, важна и коррекционная работа, мы проводим и занятия с логопедом, с психологом, с дефектологом. Формы инклюзивного образования у нас есть разные: включение детей с особыми образовательными потребностями в общеразвивающие группы на полный день или частично, с выходным в середине недели, занятия в комбинированных группах, тоже полный день или 4 часа и т. д.

– Родители нормотипичных детей не возражают против инклюзии? Спрашиваю, потому что встречалась как журналист с такой реакцией.

– Мы показываем родителям нормотипичных детей, что в инклюзии есть плюсы для всех. Когда в группе есть ребенок с особыми образовательными потребностями, это дает возможность другим детям развивать терпимость, толерантность, и даже просто учиться оказывать помощь. Если в семье один ребенок, нет ни сестер, ни братьев, то это великолепная возможность развить эти гуманные качества. Мы идем к инклюзивному образованию уже не первый год, и родители понимают и принимают миссию нашего учреждения.

– И какова эта миссия?

– Наш детский сад – это источник формирования новых стандартов отношений общества и системы образования, а также новых социальных ценностей. Мы должны отвечать запросам общества и государства с одной стороны, главных наших заказчиков, родителей, с другой стороны, и формировать у детей инициативность, любознательность, умение планировать, заниматься проектной деятельностью. Все это пригодится детям и в школе, и в жизни.

Недавно закончились выпускные в 9 группах. Я пожелала родителям как раз сохранить уникальность и индивидуальность каждого ребенка. Это важно. Наше общество нацелено на успешность. Но надо помнить, что успех для каждого ребенка (и взрослого, конечно) свой. Кто-то первую «пятерку» получит, для него это успех, а кто-то успехом назовет, когда впервые к доске выйдет перед всем классом, а еще один сделает доброе дело для товарища – и будет считать себя успешным.

– Тут надо бы спросить, что такое успех для заведующей. Но я прошу иначе: за что вы любите свою деятельность, не стану называть ее просто работой?

– Больше всего мне нравятся радостные глаза детей, их веселье, любопытство, интересные высказывания, и еще мне очень нравится общение с людьми. По второму высшему образованию я психолог, от общения с людьми я получаю удовольствие и всегда приобретаю что-то новое. Со своим большим детским и взрослым коллективом, мы вместе развиваемся. Делаем открытия, движемся вперед.

Для справки: Цель Международного конкурса имени Льва Выготского, учредителем которого является Рыбаков Фонд, – поиск, поддержка и популяризация ярких, творческих специалистов дошкольного образования, способных разрабатывать, применять и распространять современные педагогические практики, и формирование сообщества профессионалов, способного решать актуальные проблемы и задачи образования и развития детей дошкольного возраста.

В этом году в конкурсе приняли участие 21355 человек из 85 регионов России и 50 стран мира. Конкурс проходил в нескольких номинациях: «Педагог», «Заведующий», «Студент», «Предприниматель», «Непрерывность», «Education Community Leader». Победителями стали 211 участников.

Елена Климова

Добавить комментарий

Target Image