Памяти педагога

29.04.2022

29 апреля не стало известного в нашей области педагога, заслуженного учителя России Аллы Николаевны Гудовской.

Ее жизнь – пример служения делу образования, и это не просто пафосные слова.

Сейчас многим нашим современникам не понять смысла такой деятельности, как и, возможно, не понять целого поколения, увы, уходящего.

Детство Аллы Николаевны Гудовской (в девичестве Мишениной) выпало на трудное военное и послевоенное время. Она не понаслышке, а с молоком своей матери впитала страх и ужас звука ночных «марусь» и стука кованных сапог на лестничном марше.

Ее мама работала в аппарате первого секретаря Западно-Сибирского крайкома ВКП (б) Роберта Эйхе и после его ареста каждый день жила в ожидании своей участи.

А голодное время, что про него говорить, оно тогда было тоже нормой жизни.

В ее памяти сохранилась улица детства – Большевистская, от которой вниз к Оби вели уютные узкие улочки старого города, и где носилась с утра до вечера вся местная детвора. Однажды приметой обской окраины стала колонна пленных немцев. Ребятня сначала враждебно и со страхом, а потом с нескрываемым любопытством наблюдала за их работой, бытом.

Алла Мишенина хорошо училась, много читала, была очень артистична. В 1957 году окончила среднюю школу №97 Октябрьского района. Многие учителя предрекали ей актерскую карьеру. Однако она выбрала профессию учителя и отправилась постигать ее в сельскую глубинку.

Вернувшись в Новосибирск, уже с маленькой дочкой Олей и мужем, работала в школе учителем.

Потом родился сын Андрей.

В семидесятые судьба взяла ее в крутой оборот, а она в свои руки заботу о детях и маме.

В этот период мы встретилась с нею впервые.

Помню, когда я пришла в райком комсомола за направлением на работу в 75-ю школу, секретарь по учащейся молодежи Нина Петрова, давая характеристику школе, в которой предстоит работать, так и сказала: «Особенно тебе понравится Гудовская». Так и случилось. В то время Алла Николаевна работала в этой школе организатором внеклассной работы.

Первое впечатление было ярким. В ней захватывало все: внешность, умение держаться, темперамент. Ее уважали дети и родители. Коллеги относились по-разному: кто-то боялся, кто-то завидовал, кто-то признавал ее талант и смелые решения. Впрочем, как всегда, у нас бывает.

В это время она была особенно привлекательна как женщина, но заботы и обязанности не давали ей расслабиться ни на минуту.

Как многое она умела и могла, на какие захватывающие проекты была способна!

Помню другое время. В начале восьмидесятых годов Аллу Николаевну пригласили в райком партии и предложили возглавить школу-интернат № 35. Что это было за предложение можно себе представить. Убогое, требующее ремонта здание (сейчас там расположен Городской педагогический лицей), сине – зеленые стены коридоров, вечный невыносимый запах детской нужды…

Гудовская согласилась на это предложение. Почему? Тогда действовало понятие долга, партийной дисциплины, а потому выбора не было. Еще пообещали расширить жилплощадь, да и зарплата у директора была выше.

 И Алла Николаевна в буквальном смысле поселилась в школе. На тот момент она была чуть ли ни единственной в коллективе, заинтересованной в перемене к лучшему.

Что случилось через год надо было видеть!

 Первое. Появился детский коллектив, с целенаправленным педагогическим управлением. Активно внедрялось уважение друг к другу. Именно так, потому что другого слова я подобрать не могу. Те взрослые, кто не принял позицию директора – ушли.

У школы появились новые шефы – самый крупный в районе завод «Электросигнал». И хотя у него были уже две школы на попечении, интернат стал приоритетом. Как ей это удавалось одному Богу известно. Потом и здание отремонтировали. Вместо спален – казарм появились уютные комнаты на четверых. Светлые гостиные, цветы, вкусный запах столовой, хорошие кабинеты. Все мечты о «невозможном» стали реальностью.

В школе воцарился дух педагогики.

Однажды я была свидетелем разговора директора с мальчиком в присутствии его мамаши, явно не ангельского поведения. Так вот мальчишка рыдал, когда Алла Николаевна взывала к его совести и приводила в пример работу с утра до вечера его мамы, «одержимой заботой о сыне». Мамаша взялась рыдать тоже, при этом обещала всю себя до остатка посвятить воспитанию сына. Педагогический прием, что называется, возымел действие и на определенное время и мать, и сын взяли курс на перевоспитание. Таких педагогических этюдов было множество.

Гудовская всегда была хорошим организатором, но такое, о чем пойдет речь дальше, мог придумать только ее педагогический гений. Спустя год после своего директорства в школе-интернате она пригласила на работу одну из лучших студенток исторического факультета, прошедшую школу Всероссийского пионерского лагеря «Орленок», на должность пионервожатой. Это была Наташа Кубрина (сейчас известный в нашем городе педагог, организатор поисковых отрядов Сибирского кадетского корпуса Наталья Изотовна Некрасова). Детский коллектив получил креативного менеджера, как сказали бы сейчас.

Далее они вдвоем стали привлекать в школу интересную яркую своими делами студенческую и заводскую молодежь. В школе было создано четыре педагогических отряда.

Первый назывался «КОМОС» (Коммунистический отряд студентов).

Его возглавлял Олег Ощепков – студент НЭТИ, удивительный яркий харизматичный лидер молодежи. Всю заработанную плату за студенческое лето педотряд перечислял в фонд школы-интерната №35, и в течение года, и все лето студенты активно участвовали в работе педагогического коллектива. В последствии и сами дети вошли в состав КОМОСа.

Второй отряд был из сельхозинститута и работал по этому же принципу. Отряд активно поддерживал секретарь комитета комсомола института Николай Сурначев.

Третий был сформирован из заводских комсомольцев.

А об истории четвертого хочу сказать подробнее. Отряд был создан студентами исторического факультета пединститута, его возглавил Андрей Бахвалов. Вместе с ним пришли в школу Николай Бордюг и Андрей Некрасов – инициаторы и организаторы патриотического объединения «МГИиВ» Новосибирского дворца пионеров и школьников.

Именно они во главе с Андреем Федоровичем Бахваловым вместе с Аллой Николаевной Гудовской и Натальей Изотовной Кубриной в 90-х годах создали первую в нашей области кадетскую школу. Но это, как говорят, уже другая история.

Так сложилось, что я вновь встретилась с Аллой Николаевной спустя много лет в девяностые. Трудные годы, трудное время.

Не знаю, как выразиться поделикатней… В общем Алла Николаевна должна была выйти на пенсию. Для нее это было недопустимо и по внешним признакам, и по профессиональному потенциалу. Поэтому Гудовская А.Н. стала инициатором создания уникального пространства под названием «детский дом». Ее поддержало Главное управление образования администрации области (начальник Г.В. Борисов и его заместитель А.П. Петров). Детский дом создавался «на пустом месте». Его концепция не походила на общепринятую. Планировалось создать дом для детей в самом лучшем понимании его значения. И улица, на которой он располагался, была с символическим названием «Рассветная».

Это удалось!

В детском доме был создан уют, царила сверкающая чистота и та неповторимая прелесть детского мира, которую невозможно (по принятому мнению) было создать в учреждении такого типа.

Коллектив, который по крупицам создавал директор, представлял из себя симбиоз профессионализма, доброты и милосердия.

Здесь была сформирована одна из лучших воспитательных систем России, создан уникальный медицинский реабилитационный центр, сюда приезжали за опытом коллеги из области, региона, России, зарубежья. Этот опыт неоднократно обобщался и транслировался.

А скольких детей здесь приютили, обогрели, подарили надежду. При содействии десятков спонсоров и просто хороших людей коллективу удавалось устроить детей в клиники на сложнейшие операции, определить в семьи.

Я не знаю, как сейчас обстоят дела в этом учреждении, но тогда это было «пространство детства» в лучшем понимании этого слова.

С созданием Дома Учителя (2008 год) Алла Николаевна стала активным участником нашей работы, всегда поддерживала хорошие идеи и добрые дела.

Профессиональный путь Аллы Николаевны Гудовской можно с полным осознанием назвать таким забытым в нашем обществе словом «подвижничество», в котором есть две важнейшие составляющие «подвиг» и «движение». Человеку, прожившему такую жизнь, принято в народе отдавать земной поклон. Будем благодарны, будем помнить!

От имени коллег, директор Дома Учителя Н. Дягилева

Добавить комментарий

Target Image