Анастасия Курочкина: «Мы обожаем свое дело и не готовы останавливаться»

04.07.2022

Анастасия Курочкина, учитель-логопед МБОУ СОШ № 51 Новосибирска, в третий раз победила в ежегодном проекте «Рыбаков Фонда» – конкурсе им. Льва Выготского. Конкурс 2021/2022 стал международным и сменил формат. Его участники вместо представления проектов, как это было в предыдущие 4 года, выполняли 5 заданий, где должны были проявить лидерские качества, удивить творческими решениями, продемонстрировать профессиональные навыки. Об открытиях, к которым привела конкурсная работа, о проблемах и перспективах занятия педагогикой, расскажет победительница.

– Сначала – об особенностях нынешнего конкурса. Изменились не только задания, но и критерии отбора победителей?

– В этом году мы не презентовали проекты, никто не спрашивал про мою педагогическую позицию. Я думаю, профессиональную компетентность оценили в ходе тестирования. Это было задание, знакомое всем с университетской скамьи: посмотрите на фотографию и выберите ответ, характеризующий изображенную ситуацию. Дальше все этапы конкурса были проверкой лидерских качеств и менеджерских умений педагогов.

Например, надо было взять интервью у пяти человек, связанных с образованием (категории спикеров нам обозначили – воспитатель, учитель начальных классов, заведующая детским садом и др.). Вопросы – одинаковые для всех или разные – придумывал конкурсант. Тема интервью – «Семья в фокусе». Спрашивала кратко, длинных формулировок и «педагогического» языка старалась избегать, понимая, что отвечать мне будут в телефоне, и скорее всего, в перерывах на работе.

– Ответы оказались неожиданными?

– Дискуссионными. Я спросила, считаете ли вы, что семья находится в позиции активного участника образовательных отношений? Опытные педагоги говорили – да, мы всеми способами привлекаем семьи к сотрудничеству. Эти ответы были для меня ожидаемыми. Заведующие утверждали, что современные родители в целом активнее, чем несколько лет назад, они разбираются в здоровом питании, внимательны к безопасности ребенка, интересуются развивающей средой в детском саду и прочее. Но некоторые педагоги говорили другое: родители не всегда сотрудничают с нами, одним не хватает на это времени, другие считают, что родные должны привести ребенка утром и забрать вечером, а то, что происходит в садике – ответственность только детского учреждения. Тогда педагогу приходится долго раскачивать взрослых, чтобы они убедились: сотрудничество с детским садом для семьи и полезно, и интересно. Кстати, я знаю некоторые детские сады, в которых семьи даже участвуют в формировании образовательных программ.

– Хорошее интервью подводит к обсуждению проблемы. У вас получилось?

– В интервью педагоги признавали, что они не чувствуют себя в безопасности, когда общаются с родителями, отсутствие понимания, неверно истолкованные слова воспитателя – и вот уже на них подают жалобы. Ситуаций, несущих конфликт, в образовании немало. Зачастую не совпадают приоритеты семьи и учреждения, группы воспитанников, и тогда претензий не избежать. Например, родителям хочется обилия занятий, чтобы все расписание было заполнено «полезными» делами, педагоги объясняют, что так нельзя, на это существуют санитарные нормы и четкий организационный режим, утвержденная образовательная программа. Или обратная картина: с педагогов требуют, чтобы они включали родителей в совместную деятельность. У родителей, как мы уже сказали, нет на это времени. Педагоги разочаровываются, не получая от родителей отклика на свои инициативы, а родители теряют доверие к педагогам, думая, что они не в состоянии самостоятельно организовать интересное событие. Встречаются сложные воспитанники, тогда от поведения одного ребенка страдает вся группа, как не обсудить это с его семьей?

– Навести дипломатические мосты, наверное, помогают соцсети, общие чаты с родителями, обсуждение проблемных вопросов онлайн?

– Не всегда. Соцсети часто забиваются обращениями «помогите найти панамку», «не укладывайте сына спать, я его пораньше заберу» и прочее. В этом потоке полезные сообщения теряются. Но вы правы, взаимная информированность способна снять многие конфликты. Важно, чтобы родители понимали: день ребенка в детском саду регламентирован, если интересы отдельного ребенка приходят в противоречие с правилами общения в детском коллективе, то и малышам приходится поступаться своими желаниями и свободой выбора вести себя, как вздумается. С этим был связан последний вопрос моего интервью: важно ли педагогам интересы семьи ставить в приоритет и почему?

Коллеги отвечали одинаково, несмотря на возможные разногласия семьи и детского учреждения: семья – наш главный заказчик. Хотя от термина «услуга» в образовательной сфере вроде бы будут отказываться, сути дела это не меняет. Родители приходят в детский сад вместе с ребёнком и имеют определенные запросы, переживания за социализацию ребенка и его будущее. Сегодня взгляды на развитие и воспитание столь многообразны и порой переходят из одной крайности в другую, что важно придерживаться проверенных годами научной теории и практики классических методик, которые можно видоизменять, «украшать» модными тенденциями… лишь бы не навредить ребенку.

– Вопрос не совсем про конкурс. Вы говорите про детский сад и родителей. А про главного персонажа почему речи нет?

– Один из вопросов моего интервью звучал так: «Семья для детского сада или детский сад для семьи?». Педагоги отвечали, что детский сад для семьи, и надо искать компромиссы между интересами обоих. Заведующая дала лучший ответ. Она сказала: детский сад – для ребенка! Здесь его социум, его первый выход в люди. Мы все (семья и педагоги) должны создать для этого условия и одновременно договориться о границе между нашими сферами ответственности.

– Договариваться трудно. Особенно, когда предмет договоренности так бесконечно важен для обеих сторон.

– Но договариваться надо. Одно из заданий конкурса – создание киноклуба, с общим просмотром фильма и последующей дискуссией. В группе, где я работаю учителем-логопедом, однажды возник спор, родитель сказал, что детям бессмысленно внушать правила, они их еще не понимают. А воспитательница возразила, что некоторые правила обязательны, стало быть, их надо повторять столько раз, сколько потребуется, чтобы ребенок усвоил. Тут у меня родилась идея посмотреть и обсудить старый советский мультфильм «Можно и нельзя». После обсуждения мы обнаружили, что правил «можно» в мультике вообще не показали. И мы договорились о том, что существуют три вида правил: «можно», «нужно», «нельзя». Правила «нельзя» касаются безопасности, нельзя вставать на подоконник, перебегать дорогу, вставлять предметы в розетку и другое. Правила «нужно» касаются поведения в обществе, а «можно» – разных сфер жизни, можно играть, дружить, заниматься интересными делами. Главное, на чем мы сошлись, что правила надо создавать совместно с детьми, формулировать и даже рисовать их, обсуждая с детьми какую-то ситуацию.

– Вы рассказываете о дискуссионности в образовании, о менеджерских качествах педагога. Зачем такие сложные компетенции воспитателю детского сада?

– Я не знаю ни одной другой сферы социальной жизни человека, кроме образования, которая бы постоянно подвергалась изменениям и должна была осуществлять перемены быстро и качественно. В этом году конкурс имени Выготского был направлен на то, чтобы продемонстрировать: в современной педагогике должны работать люди с развитыми Soft skills (гибкие надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и ладить с другими людьми – прим. ред.).

Вроде бы задача педагогов – подготовить детей к будущему… о котором мы мало что знаем. Информационное общество меняется стремительно, и не всегда предсказуемо, а катаклизмов вроде пандемии никто не мог предположить. Об этом парадоксе образования на экономическом форуме заявлял Герман Греф, о том же говорил Александр Асмолов. Ребенок живет здесь и сейчас, он играет и познает сегодняшний мир. А будущее – оно может оказаться совершенно непохожим на то, каким мы его представляли. Так что педагог имеет дело с огромным количеством постоянно изменяющихся факторов – культурных, социальных, интеллектуальных. Информационный поток безграничен, но в границах нуждается наше сознание, особенно – сознание ребенка.

Взрослый просто закроет вкладку, которую не захочет читать /видеть. А ребенок без нашей помощи воспримет как данность все, что ему предложит интернет. Задача педагога – определить для ребенка границы того опыта, за которые заходить не стоит – в интернете и в жизни. Без разнообразных навыков общения и широты образования сегодня педагогу не обойтись.

– Находятся время и силы развиваться? Не затягивает рутина, которой в образовании много? Знаю не понаслышке, так как тоже преподаю.

– Здесь большое спасибо конкурсу им. Выготского. Объясню, почему. Помимо профессиональной деятельности я нашла большую отраду в виде организации нашего регионального кампуса «Университета детства». Когда в прошлый раз у меня получилось выиграть конкурс, нас пригласили в Москву на «Летнюю Школу». С нами проводили различные круглые столы, форсайт-сессии (инструмент моделирования будущего – прим. ред.). Перед нами выступали видные деятели образования, по чьим книжкам мы учились. В общем, мы пересматривали свои взгляды на профессию. Тогда же я познакомилась с коллегами из Новосибирска, тоже выигравшими конкурс. И когда «Университет Детства» предоставил возможность создания региональных кампусов, мы сказали: «Сделаем свой!».

Наш кампус называется «С.О.К. – сообщество, образование, команда». Руководят кампусом 5 лидеров, всего в сообществе 228 участников, но уже понятно, что надо расширяться. За 2 года мы, 5 руководителей, без отрыва от основной работы организовали 4 региональных школы для педагогов и студентов, проводили практические онлайн-марафоны совместно с другими кампусами, вебинары, педагогический воркшоп для студентов, с целью соединить теорию с практикой, которой в обучении не хватает. Мы даже презентовали свою деятельность в НГПУ. В нашей профессии можно реализовываться в различных направлениях. Я сейчас осваиваю графический дизайн, делаю афиши, плакаты. Думаю поступать в аспирантуру. Планов громадье. Мой выбор, совершенный, когда я ушла из НГУ с факультета естественных наук и поступила в НГПУ, был явно не случаен. Дома близкие часто говорят нам: «Угомонитесь!». Но мы обожаем свое дело и не готовы останавливаться.

Елена Климова

Добавить комментарий

Target Image