Наталья Николаевна Борисова: «Мы пробуем новое, экспериментировать не боимся»

18.07.2022

Наталья Николаевна Борисова, заведующая детским садом № 85, про свое участие и победу в Международном конкурсе имени Льва Выготского говорит, что это был выход из зоны комфорта. В трехэтажном здании детского сада – 15 групп детей от 1 года 6 месяцев до 7 лет, из них 8 групп для воспитанников с особыми потребностями. Если управление таким кораблем можно назвать территорией комфорта, что же находится за ее пределами? О философии и практике современного дошкольного образования, о коллективе как команде единомышленников и о детях, которые задают вопросы – в интервью победительницы.

– Наталья Николаевна, почему ваш нынешний статус – это не «боже мой, такая нервная работа и столько ответственности», а зона комфорта?

– Зона комфорта – это стабильность, отработанный механизм. Идет реализация разнообразных проектов на приобретенном опыте. И тут как раз – что-то происходит неординарное. Но не хочется уже ничего менять, зачем? Все же нормально идет, воспитатели тебя понимают, с детьми процесс отлажен, родители довольны. Мне и так хорошо. Я называю это застоем.

Перемены начинаются, когда человек оказывается, если можно так выразиться, в зоне неудовлетворенности. Он начинает искать выход. Я таким образом себя чувствовала при получении очередного задания в Летней школе Рыбаков Фонда, куда я поехала как победитель конкурса им. Выготского. Первая реакция: я не знаю, как это сделать! Потом думаешь, ищешь ответ и, конечно, его находишь. И понимаешь, что таким образом выходишь на новый уровень. И так каждый день – новые вопросы к себе, новые вызовы и очередная точка роста. Тогда наступает гармония – с собой и с миром.

– Сильный опыт, не всякий руководитель согласится даже на время стать на позицию ученика. Вы сколько лет на должности заведующей?

– Я начинала работать 38 лет назад, сначала воспитателем, затем методистом, уже 23 года руководитель. Этим детским садом заведую 9 лет, с его создания. У меня даже была возможность немного поучаствовать в его планировании.

– У вас настоящий сад для детей. Розарий на территории, зимний сад с водоемами, черепахами, рыбками и «джунглями». Я вас попрошу рассказать подробнее, наверняка, у вас упор на экологическое воспитание. Но сначала про конкурс и Летнюю школу. Каково это – отпустить бразды правления и стать учеником?

– Когда я выполняла конкурсные задания, то пробовала себя в разных социально-педагогических ролях: была воспитателем, родителем, даже журналистом! Надо было взять интервью у пяти человек. Оказывается, брать интервью куда труднее, чем давать. Но зато в итоге удается понять человека и побудить его задуматься о важных профессиональных вопросах. С Натальей Николаевной Копаевой, заместителем директора по экспертно-аналитической работе и дошкольному образованию Новосибирского института современного образования, мы обсудили, как меняется современное образование, какие перемены в нашей сфере нужны. В итоге она так заинтересовалась, что говорит, если победишь и попадешь в Летнюю школу, расскажешь, чему научилась.

– Вот и расскажите.

– Борьба шла. Я себя поначалу останавливала: «Дай возможность девочкам проявить себя». Я лидер, опытный руководитель. Но там собрались только лидеры, в такой команде работать непросто. Все разные, все самодостаточные, у каждой – амбиции, любая креативна. Однако приходило понимание: мы работаем в команде, и выйти на результат сможем, если услышим друг друга и станем работать слаженно.  В итоге мы сдружились.

– И приехали вы с Летней школы с пониманием…

– …что мы идем правильным путем. Была очень интересная дискуссия, ее проводила заведующая кафедрой управления дошкольным образованием Московской высшей школы социальных и экономических наук, одна из авторов стандарта для дошколки Елена Юдина. Обсуждали тему идти за ребенком или вести ребенка за собой, – последнее нам привычнее. Юдина нам говорила: когда вы общаетесь с воспитанником, остановитесь и послушайте его! Может быть, это та ситуация, когда стоит пойти за ребенком?..

Иногда я наблюдаю общение педагога с малышом в группе детского сада и вижу, что педагог диктует ребенку, что надо делать. Обычно мы снимаем эту деятельность с детьми на видео и обсуждаем с воспитателем: вот какая у ребенка была идея, а взрослый пропустил, не услышал! Сейчас я понимаю: мы у себя уже делаем все возможное, чтобы воспитатель повернулся к ребенку.

Еще на школе была интересная работа с Егором Бахотским, создателем Площадки Игры и Общения – уникального места встреч, где дети погружаются в игру, а взрослые учатся играть и сопровождать игры. Он и нас погружал в игру, давал возможность прожить сложные жизненные моменты жизни через игровую деятельность. Руководителю надо решать столько важных вопросов – экономических, финансовых, организационных и так далее. Бахотскому принадлежит фраза: «Когда интересно и важно, но не знаешь как – это повод поиграть». Он изучает игру как часть культуры, помогает погружаться в игру и детям, и взрослым. А также обучает сопровождающих игру.

Все 5 учебных дней я постоянно ловила себя на мысли, что со мной происходят перемены, а какие – не успевала понять. Теперь постепенно приходит осознание и желание действовать по-новому.

– В каких сферах?

– У меня появился более широкий взгляд на формирование команды. Хочу начать с командной диагностики. Сейчас уже провела анкетирование воспитателей и специалистов по вовлеченности в общую деятельность. Результаты порадовали – от 89 до 100 %. Сейчас спланировала тренинги по командообразованию, используя руководство для проектных команд и их лидеров. Этому я научилась на Летней школе. Хочу внедрить методику «Соучаствующего проектирования».

В нашем детском саду хорошо живется детям, очень довольны родители. Сегодня педагоги понимают, что их качество работы – это не только будущее, это настоящее, где каждый ребёнок может раскрыть свой потенциал и ощутить свою потребность, способность и ответственность влиять на окружающий мир. В современном учреждении нормой становится развитие социума своими руками. А это большая ответственность, которую не каждый может на себя взять.

Воспитатель формирует живое сообщество, где может пробовать что-то новое, не бояться экспериментировать, спрашивать совета, может получить поддержку и поделиться радостью победы. Педагогам не всегда хватает эмоционального резерва, к середине года наступает выгорание. Чтобы этого не случалось, педагогов надо ориентировать на системный подход к работе и рефлексию: «что я делаю правильно, что – не совсем, в каком направлении мне развиваться дальше, какой у меня план деятельности до конца года?» и т. д. Организовать такой подход к работе сейчас для меня задача № 1.

– Ну и в завершение – расскажите про вашу нынешнюю зону комфорта, про детский сад, который входит в 100 лучших ДОУ России.

– Наш профиль – эколого-валеологическое образование дошкольников. По этому направлению наше учреждение – пилотная площадка ГЦОиЗ «Магистр», программы по экологическому воспитанию мы разработали для детей разных возрастов (3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет). У нас есть зимний сад 260 кв. м, метеостанция, огород, сад плодовых деревьев и ягодных кустарников, хвойная горка, кленовая аллея, липовая и многое другое, все не буду перечислять. Есть, например, аптечная грядка с полезными растениями, наши дети знают, какие на такой грядке растения надо высаживать. Есть птичья гостиная, где ребята делают зимой кормушки, по весне вывешиваем скворечники. Агроном, садовники поддерживают наше зеленое хозяйство в подобающем состоянии.

Восемь групп из пятнадцати – дети с тяжелыми нарушениями речи и другими нарушениями здоровья и развития. Для этих детей есть специализированная образовательная среда. С ними работают логопеды, дефектологи, психологи, тьюторы. Нам присвоен статус городской инновационной площадки в рамках проекта «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном образовательном пространстве города Новосибирска».

– Что радует заведующую больше всего?

– Когда я слышу от родителей бывших воспитанников: «Наталья Николаевна, спасибо вам большое, мой ребенок уже в 3 классе, и он по-прежнему успешен. Вы смогли заложить у него стремление быть активным, искать и получать ответы на вопросы». А у нас, в самом деле, так заведено: ребенок чем-то заинтересовался – воспитатель будет стараться не выдавать ему готовый ответ, поможет разобраться самому.

Добавить комментарий

Target Image