Мы – разные, мы – вместе, Россия – наш общий дом

09.01.2023

С таким названием в школе № 112 прошёл фестиваль в честь завершения года культурного наследия народов России. Главные задачи мероприятия: популяризация народного искусства, сохранение культурных традиций, этнокультурного многообразия, воспитание уважения к истории и культуре народов через знакомство с самобытностью народов и этнических общностей, развитие умений и навыков взаимодействия с носителями различных культур, развитие творческих способностей школьников, их самостоятельности и инициативности, сплочение классного и общешкольного коллектива, вовлечение родителей во внеклассную и внеурочную деятельность. 

Вместе с детьми они рисовали, лепили, выпускали газеты и альбомы, шили элементы национального костюма, готовили национальные блюда, оформляли выставки, пели и танцевали, проводили мастер-классы.

Перед началом фестиваля была проведена большая подготовительная работа. Ребята из историко-краеведческой группы «Дети моря» школы № 112 проводили консультации, рассказывали о народах, показывали презентации, помогали школьникам выбрать тематику мастер-класса. На занятиях по внеурочной деятельности по краеведению были проведены викторины по теме «Народы России: наша общая история».  Классные руководители возили детей на экскурсии в музеи, где они познакомились с культурой выбранного на фестиваль народа. Учителя истории помогли с литературой по народам Сибири, рассказали про национальные особенности народностей и этносов, подсказали, какие поделки можно представить на выставку по народным промыслам, из какого материала их сделать. Родители помогали в приготовлении блюд, вместе с детьми шили, вышивали, изготавливали поделки на выставку. Школа на протяжении двух месяцев превратилась в пчелиный рой, в котором каждый нашёл себе занятие по душе.

Россия относится к многонациональным странам мира. В ней проживает более 160 народов. Среди них есть коренные народы, вся история которых связана с территорией нашей страны. Каждый принёс частичку своей культуры – обычаи, сказания, богатство языка. На фестивале были представлены узбеки, казахи, представители которых учатся в нашей школе. Многие классы выбрали сибирские народности, таких как буряты, якуты, тувинцы, сибирские татары, шорцы, алтайцы, кумандинцы, ханты, хакасы.

И все мы должны жить в мире и обучать этому наших учеников. И как гласит русская пословица «Во зле жить – по миру ходить», а таджикская пословица подтверждает «Всякий, посеявший семена зла, открывает ворота своей гибели». Народов много, а страна у нас одна – Россия. И в нашем единстве – наша сила.

Культурное наследие российского народа отличается богатством и многогранностью. Участники мероприятия в ходе своих мастер-классов представили презентации, красочные альбомы о своем народе, приготовили национальное блюдо, элементы одежды, сказки, загадки, подвижные игры, народные промыслы.

Немалый интерес вызвала выставка творческих работ учащихся «Народные промыслы народов России». Народные промыслы – это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране. Каждый уголок России имеет собственный народный промысел. Резьба и роспись по дереву, тиснение на коже и ювелирное дело, вышивка и аппликация, ковроделие и художественное ткачество, изготовление украшений из бисера и кожи, узорная вязка – таковы наиболее характерные формы декоративно- прикладного искусства. Каждый класс создал необычный дизайн-проект своего промыслового уголка. В основном дети старались сделать своими руками или найти старинные предметы промыслов дома, у родственников и соседей.

Главным финальным событием проекта стала музыкальная часть фестиваля, в рамках которого участники ярко продемонстрировали свои таланты – они пели, танцевали, показывали сценки, играли на национальных инструментах. Жюри учитывало музыкальное оформление номера, артистизм, активную позицию исполнителя, сохранение традиций, наличие элементов национального костюма, сценическую культуру.

После подведения итогов фестиваля каждый класс получил дипломы в нескольких номинациях проекта.

Реализация данного творческого и социокультурного проекта содействовала не только развитию творческих способностей школьников и сплочению общешкольного коллектива, но и закрепила мотивацию учащихся к дальнейшему изучению истории и культуры народов России. Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Настоящие ценности культуры развиваются только в соприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей».

Степанова Надежда Ильинична,
учитель истории и обществознания ВКК МБОУ СОШ № 112

Добавить комментарий

Target Image