Неориторика и современное образование

17.02.2023

В период с 26 января по 2 февраля доктор филологических наук, главный научный сотрудник сектора литературоведения Института филологии СО РАН Юрий Васильевич Шатин прочитал в лицее № 130 имени академика М. А. Лаврентьева цикл лекций, посвященных неориторике. На мероприятия были приглашены учителя истории, обществознания, русского языка и литературы из школ г. Новосибирска. Информационную поддержку обеспечивал Новосибирский Институт Современного Образования.

Профессор рассказал о том, как возникла и развивалась риторика со времен античности, объяснил, чем отличается неориторика, появившаяся в середине ХХ века, от классической, а также определил ее место в современном научном знании.

Традиционно риторика понимается как ораторское искусство, или красноречие. Одна из задач хорошего ритора – воздействие на слушателей – в прошлом столетии стала более значимой, чем раньше. Ю. В. Шатин, обозначая связь риторики с психологией, логикой и другими науками, подчеркнул ее значимость в системе коммуникации.

Наше время, по образному определению профессора, можно назвать риторическим ренессансом. Анализ частотности употребления слова «риторика» показал, что в начале 2000-х оно используется в 486 раз чаще, чем в последней трети ХХ века. В XXI веке происходит синтез традиционных и новых принципов этой дисциплины с новыми технологиями.

Риторический тезаурус универсален, то есть проявляет себя в разных сферах нашей жизни: политике, средствах массовой информации (журналистике, соцсетях, блогах, чатах), рекламе, художественных текстах и, конечно, образовании. Дидактический дискурс – один из ключевых элементов как школьного, так и вузовского преподавания. Понимание основ неориторики позволяет определить проблему агонистического воздействия, присущую культурному самосознанию нашего времени. Риторические идеалы, сформулированные еще Сократом (диалогичность, умение достигнуть согласия в поиске истины) объединяются с элементами постмодернизма: эклектичностью, иронией, деконструктивизацией, массовостью, ризоматичностью (то есть отсутствием целостности и иерархичности) и хаотичностью, необходимостью коммерческого успеха.

 Сочетание теоретического материала с примерами из фильмов, художественных и публицистических произведений, преподавательской практики и обычной жизни разных людей делают лекции доступными и интересными не только для педагогов, но и для всех, кто хочет понять, какие речевые приемы используют риторы XXI века, в чем особенности современного диалогического дискурса, как организовать коммуникативное событие. Философское осмысление как обычных, так и значимых для мировой культуры событий, явлений, персоналий позволяет увидеть привычное под другим углом зрения.

Видеозапись цикла лекций, прочитанных Ю. В. Шатиным, – это уникальная возможность узнать о неориторике, понять, что необходимо учитывать при обучении современных школьников и использовать в собственной речевой практике (и это касается не только преподавателей гуманитарных предметов). Рекомендуем послушать лекции Юрия Васильевича.

Лекция 1 – https://youtu.be/qKSzfvYRWCs

Лекция 2 – https://youtu.be/SymL4N6oXgs

Лекция 3 – https://youtu.be/R7Ib9QfjQHg

Заведующая кафедрой гуманитарных предметов
лицея № 130 имени академика М. А. Лаврентьева
В. В. Узлова

Добавить комментарий

Target Image