Проблемы инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра обсудили на конференции

21.04.2023

Около 200 специалистов и родителей обсудили проблемы инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра на конференции «Инклюзивное образование: наука и практика».

Конференция была организована в Точке кипения СОШ №217 в двух форматах: очном и дистанционном с участием представителей государственных структур, образовательных организаций, родительского сообщества, специалистов в области психолого-педагогических методик и НКО в сфере аутизма из Новосибирска, Новосибирской области и других регионов России.

Организатор конференции – Ассоциация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими нарушениями психологического развития «Спектр», которая в 2023 году при поддержке Министерства региональной политики Новосибирской области реализует проект «Внедрение эффективных практик помощи детям с РАС в государственную образовательную систему Новосибирской области 2.0».

Конференцию открыли исполнительный директор Ассоциации «Спектр» Светлана Анатольевна Артемова и директор школы № 217 Елена Николаевна Третьякова.

Целью мероприятия стало обсуждение и поиск путей решения актуальных проблем инклюзивного образования, связанных с внедрением наиболее эффективных образовательных моделей и технологий в процесс обучения детей с РАС в детских садах и школах Новосибирска и Новосибирской области. Участники конференции обменялись опытом: рассмотрели инклюзивные практики в общем, дополнительном и профессиональном образовании, оценили возможности применения в образовательных организациях моделей «Ресурсный класс» и «Ресурсная группа», а также узнали о результативности образовательных методик, основанных на прикладном анализе поведения (ПАП, АВА-терапия).

В рамках проекта «Внедрение эффективных практик помощи детям с РАС в государственную образовательную систему Новосибирской области 2:0» 51 тьютор прошел обучение методикам на основе прикладного анализа поведения на базе Новосибирского государственного педагогического университета, а 18 кураторов повысили квалификацию в Институте прикладного анализа поведения города Москвы. После обучения тьюторы и кураторы применяли свои знания в работе со школьниками с аутизмом в условиях общеобразовательных школ и детских садов. На конференции они представили результаты своей работы.

Также в ходе тематических секций тьюторы ресурсных классов рассказали о том, как научно обоснованные психолого-педагогические методики помогают эффективно обучать детей с РАС с любой степенью нарушения в условиях общеобразовательной школы.

Основная цель ресурсного класса – подготовка детей к обучению в регулярном классе со сверстниками, но в зависимости от потребностей ребенка. Он может находиться в ресурсном классе как небольшую часть времени после занятий в общеобразовательном классе, восполняя свои дефициты, так и большую часть учебного времени, посещая общеобразовательный класс по индивидуальному плану.

С детьми в ресурсном классе индивидуально занимаются преподаватели-тьюторы, по одному на каждого ученика. Формат занятий предполагает как индивидуальную работу (один на один с тьютором), так и фронтальную (в небольших группах совместно с учителем и тьюторами). Для более эффективной работы с детьми, помимо тьюторов, занимаются психолог, дефектолог и учитель ресурсного класса.

На сегодняшний день образовательная модель «Ресурсный класс» реализуется в 10 школах города, а именно: в образовательном центре «Горностай», центре образования № 82 «Развитие», гимназии № 9, школе «Перспектива», а также в школах №77, 87, 108, 155, 217, 218). Открытие ресурсных классов запланировано в новой школе №220 и гимназии № 3.

В рамках конференции состоялась панельная дискуссия «Общество инклюзивной культуры: проблемы преемственности и наставничества в инклюзивном образовании». В качестве экспертов выступили Евгений Александрович Бондарь, член правления ассоциации «Аутизм-Регионы», президент АНО помощи людям с РАС «Атмосфера», член координационного совета ассоциации «Спектр»; Надежда Николаевна Чернякина, начальник отдела общего образования управления общего и дополнительного образования мэрии города Новосибирска; Елена Юрьевна Плетнёва, директор МАУ ДПО «Новосибирский институт современного образования»; Светлана Сергеевна Лузан, кандидат педагогических наук, директор Новосибирского профессионально-педагогического колледжа; Артур Валерьевич Хаустов, кандидат педагогических наук, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (МГППУ) города Москвы; Ольга Владимировна Недорезова, директор Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи города Воронежа; Ксения Константиновна Афанасьева, исполнительный директор ассоциации «Аутизм-Регионы» города Уфы.

По мнению участников, конференция прошла на высоком профессиональном уровне. Важно, что такие мероприятия не только помогают получать информацию о современных эффективных подходах к помощи людям с РАС и внедрять их в образовательных организациях, но также способствуют консолидации усилий в решении вопросов методической и финансовой поддержки образования детей с расстройством аутистического спектра.

Добавить комментарий

Target Image