Мария Анатольевна Антонова: «Большая игра» – профилактика выгорания для воспитателей»

02.08.2023

Мария Анатольевна Антонова, воспитатель комбинированной группы МБОУ СОШ № 51 – победитель Международного конкурса имени Льва Выготского 2023 года.  Имеет два высших образования: социальная работа и педагог-психолог.

– В анкете Рыбаков Фонда для победителей «Большой игры» вы отметили как самое интересное задание – благодарность наставнику. Почему? Коллеги по победе называли киноклуб или запись личного видео. Благодарность наставнику – обычное дело.

– Мне встретился еще в Томске, в студенчестве, человек, который сильно повлиял на мою жизнь. Ольга Антоновна Мохова. Она тогда занималась организацией волонтерского антинаркотического движения «Здоровые университеты». Я проходила у Ольги Антоновны практику, которая потом обернулась волонтерством, работой с детьми и материалом для дипломного исследования. Она была настоящим наставником: и помогала, и вдохновляла. Но время прошло, из Томска я уехала… Возможности поблагодарить не на бегу, а душевно и обстоятельно, с тех пор не было. Когда «Большая игра» предоставила такой шанс, я за него ухватилась! Конечно, сообщила Ольге Антоновне, что буду делать ролик о ней. Моя наставница сейчас на пенсии, но продолжает работать по профессии и стала «серебряным волонтером». Мы вместе подбирали фотографии, нашлось не все, что хотелось бы показать. Прошло много времени: ноутбуки ломались, программы переустанавливались – многие материалы пропали. Я собирала пятиминутный ролик по крупицам. Потому этот этап и запомнился более других – по значимости для меня и по вложенному труду.

– И на этом фоне организация киноклуба была легкой задачей?

– Мне уже приходилось проводить такие «кинообсуждения». Когда я работала с Ольгой Антоновной, мы организовывали киноклубы со студентами, подбирали фильм на интересующую нас тему и обсуждали его с ребятами после просмотра. На «Большой игре» я провела киноклуб с педагогами. Показала коллегам социальную рекламу Благотворительного фонда Сбербанка «Я тоже». В ролике рассказана история про школу. Но мы нашли отражение школьной проблематики в жизни детского сада. Я назвала мероприятие «Дискуссионный клуб «Тайные мысли педагогов». Вопросы обозначила такие: инклюзия – это проблема или возможность развития для педагога? Неуверенный в себе педагог – некомпетентный педагог? В чем счастье педагога? Кто должен создавать условия для счастья педагога? В общем, поговорили «о своем, о педагогическом». Всем понравилось.

Теперь хочу провести киноклуб для родителей. Фильм подберу другой, но форму работы использую ту же: обозначаем проблему, смотрим видео, где поднимается эта проблема, потом обсуждаем все вместе. Родители на многое не обращают внимания, каждый в своем «потоке жизни», а ты можешь немного встряхнуть привычную картину мира, показать то, о чем надо задуматься, что стоит переосмыслить.

– Еще про одно задание конкурса спрошу. «Я учитель, я учусь». Школьным учителям постоянная учеба необходима. Они преподают предмет. Меняются методики, технологии, содержание. А воспитателям? Были бы малыши сыты-здоровы, что еще надо? Да и когда учиться, если в группе 30 детей?

– Расскажу о проекте, который мы делали с воспитанниками, где и они учились, и я. Надо было собрать гербарий. Но что, если изучить деревья, которые растут в нашем микрорайоне? Ребята приносили в сад листочки, мы находили в интернете, что это за дерево. Узнавали про него все, что попадалось в доступной форме. Скажу, что не только дети, я тоже многих деревьев прежде не знала. Теперь знаю. Ходим по микрорайону, узнаем зеленые насаждения «в лицо».

Сказки любят все дети. Можно просто почитать им вслух. А можно проанализировать сначала картинку в книжке: посмотрите-ка, что у этой девочки в руке? Кто прячется вот за тем деревом? Таким образом у детей развивается воображение. А еще можно вместе с ними сказки сочинять. О ком только не услышите историй: о роботах, единорогах, любимых животных, машинах. Все зависит от увлечений. Потом они с нашей и родительской помощью книжки делают.

– О книжках-малышках рассказывала Ваша коллега по садику и по победе в «Большой игре» Инна Юрьевна Береговая. Чего больше в работе воспитателя – следования методикам или вдохновения?

– Нужно и то, и другое – но и методики не помогут, и вдохновение не придет, если исчерпан ресурс. Когда ресурса хватает, то можно все придумать, организовать, сделать так, чтобы занятия проходили интересно, дети тебя слушали.  А если ресурса нет – ничего не сработает.

Как его пополнять – не спрашивайте. Я сама еще в поиске. Надеюсь что-то новое об этом узнать на «Летней школе» Рыбаков Фонда для победителей конкурса.

– Что самое сложное в Вашем деле, что поглощает ресурс?

– Многозадачность. Надо много читать, успевать и с детьми общаться, и с родителями поговорить, все учесть, все заметить, свое мнение высказать там, где его ждут. И еще документацию вести.

– В таком случае, за что Вы цените это беспокойное занятие?

– До садика я работала в офисе менеджером по продажам. Все дни были одинаковы, вспомнить нечего. А тут каждый день разный. Ищешь вдохновение, учишься и наблюдаешь, как твои воспитанники растут и развиваются. Профилактика эмоционального выгорания нужна. Такие конкурсы, как «Большая игра» помогают не выгореть. Мы делаем события для детей, теперь и для нас сделали. Спасибо!

Елена Климова

Добавить комментарий

Target Image