Глинотерапия, или Как пить чай только с приятными чувствами

28.03.2024

Загадка: «Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил, а стар стал, пеленаться стал». Отгадка: обычный печной горшок. На его примере можно проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать керамическим изделием.

Глина – осадочная горная порода, она пылевидна в сухом состоянии и пластична при соединении с водой. Так символически соединяются земля и вода, две женские стихии, предназначенные для вылепливания на воздухе и к обжигу огнём, в соединении со стихиями мужскими. Плодом единения стихий являются посуда, гончарные изделия, культовые предметы – то, что составляет бытовой мир человека. Глина сопутствует человеческой цивилизации с древнейших времён и по сегодняшний день. Умение изготавливать изделия из глины ценилось во все времена. Когда-то это было жизненно необходимо, а теперь изделия гончаров и художников-керамистов доставляют людям эстетическое наслаждение.

Мастер-класс «Авторская кружка ручной работы» в рамках городской стажёрской площадки «Педагог педагогу» состоялся 27 марта в УО «Приморская» МБУДО «ЦДТ Советского района». Молодой, но опытный педагог по керамике Марина Максимовна Новикова поделилась с коллегами секретами изготовления, а также авторскими приёмами работы с экологичным материалом – глиной – в образовательном процессе. Роспись ангобами по сырой глине, которую педагог предложила участникам, позволяет получить готовое изделие в течение одного занятия.

В последнее время в системе художественного образования детей младшего и среднего школьного возраста наиболее актуальным становится вопрос о развитии творческого воображения через использование природных материалов, которые являются экологичными, тёплыми и пластичными. К сожалению, интерес к ним снижается, всё чаще педагоги обращаются в обучении ДПИ к искусственным материалам: фоамиран, пластика и другие.

Творческое воображение является обязательным компонентом жизнедеятельности детей. Работа с глиной – неисчерпаемый кладезь приёмов и методик развития фантазии, ведь учителем является сама Природа! Это и благодатная почва для экологического воспитания, формирования чувства любви к родной природе и бережного отношения к ней. Работа с глиной является элементом арт-терапии – у детей снимаются стрессы, развивается мелкая моторика, двигательная активность. Глина считается идеальным материалом для передачи эмоций и переживаний человека, а сам процесс – исцеляющим.

В теоретической части мастер-класса педагоги познакомились с различным видами ручной лепки, особенностями росписи, сушки и обжига, коллеги определились с техникой изготовления и формой будущей кружки. И закипела работа! Взяв привычный инструмент – скалку, дамы катали тонкие пластины, крутили изящные жгутики, ваяли из целого куска – воплощали свои творческие замыслы.

Марина Максимовна говорит о материале, как о чём-то живом: у глины есть память, всё, что вы с ней делаете сейчас, потом проявится в изделии; глина – это тест на характер, у терпеливых получается аккуратнее; важно, как в жизни, соблюдать правило «золотой середины» – не переувлажнить, но и не пересушить, – глина этого не прощает!

В ходе работы педагог предложила участникам украсить кружки надписями, фигурками, различными авторскими символами. Так появились бокал с привидением (барельеф), чашка с домиком на донышке и кошкой на бортике и другие забавные детали.

Мастер рассказала, как на занятиях ребята снимают стресс и напряжение, отбивая глину, успокаиваются в процессе лепки, как меняются их настроение и самооценка. Почувствовав себя творцами, они смотрят на мир более позитивно, помогая друг другу, развивают навыки наставничества и коллективной работы.

Итак, изделия готовы. Роспись придала им яркости и эстетической завершённости. Впереди – сушка и двойной обжиг, прежде чем художники-керамисты попробуют из кружек особый ароматный чай или порадуют уникальным подарком своих близких.

В конце занятия – рефлексивный этап. Марина Максимовна попросила написать ощущения до начала работы и после. По отзывам участников мастер-класса: «Это был первый опыт лепки со времени детсада. Ощущения – восторг! Оказывается, можно сотворить своими руками что-то такое!»; «Неожиданная радость! Вспомнила студенческие годы!»; «Чудесные ощущения! Теперь я буду пить чай с самыми приятными чувствами!»; «Спасибо Марине Максимовне за помощь и вдохновение!».

И. Б. Аганичева, методист

М. М. Новикова, ПДО ЦДТ

Добавить комментарий

Target Image