Вузы и школы поделились опытом развития школьного инженерного образования

14.12.2015

11 декабря на базе Дворца творчества детей и учащейся молодёжи «Юниор» прошёл второй день конференции «Развитие специализированного инженерно-технического образования в современной школе».

Напомним, что организаторы конференции – Новосибирский государственный университет совместно с Главным управлением образования мэрии города Новосибирска.

Основной задачей конференции является выработка предложений по развитию концепции и практических форм специализированного школьного инженерного образования в соответствии с запросами и возможностями высшей школы на основе передового российского опыта.

Об участии новосибирских вузов в формировании компетенций выпускников школ, необходимых для обучения по инженерным и естественно-научным направлениям, рассказали специалисты.

Среди таких компетенций, по мнению Марины Юрьевны Целебровской, к.п.н., доцента, декана Факультета довузовского образования Новосибирского государственного технического университета, – наличие познавательных интересов, осознание профессиональных намерений, представление о том, как выполнять конструктивную деятельность в естественнонаучных и технических областях. Это также умение объяснять результаты наблюдений и экспериментов на основе развития мышления и творческих способностей.

В образовательных учреждениях, имеющих специальные классы, преподавателями НГТУ проводятся урочные занятия по дисциплинам «Физика», «Информатика», «Математика», «Химия», а также по ряду специальных курсов, тематика которых предлагается школой. Это также профориентационные встречи: экскурсии, лекции ведущих профессоров университета; специальные мероприятия, например, «Театр физического эксперимента». Специалистами университета осуществляется руководство проектной деятельностью учащихся в различных предметных областях, а также организация и проведение олимпиад, конференций и выездных каникулярных сессий.

О проектах Новосибирского государственного университета в рамках специализированного инженерного образования рассказали Галина Яковлевна Куклина, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математических наук ММФ и СУНЦ НГУ, и Сергей Владимирович Якушкин, заведующий лабораторией инженерного конструирования и робототехники СУНЦ НГУ.

Одним из таких проектов является Школа довузовской подготовки НГУ, где занимаются учащиеся, которые уже определились в своём выборе, и осознанно углубляются в изучение определённого предмета. Здесь школьник пробует себя в различных предметных направлениях, создавая собственную индивидуальную траекторию развития с учётом усиления мотивации к определённым занятиям, среди которых математика, программирование, робототехника, естествознание.

Проектная и исследовательская деятельность в школе организуется с привлечением экспертов из НГУ и научно-исследовательских институтов Новосибирского научного центра.

Четвёртый год на базе Лаборатории «Инженерного конструирования и робототехники СУНЦ НГУ» работает Молодежный исследовательский центр – пространство, где школьники могут попробовать свои силы в работе над интересными техническими проектами, исследованиями, работа над которыми проходит под руководством студентов, аспирантов и выпускников НГУ.

Опытом сопровождения школьного инженерно-технического образования поделилась Елена Николаевна Валиева, директор Центра довузовского обучения Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин), к.и.н. На сегодня центр имеет 19 школ-партнеров, на базе 11 из которых открыты инженерные классы.

Работа ведется в рамках трёх направлений: популяризация инженерно-технического образования, общеобразовательная подготовка абитуриента по базовым предметам учебного плана и формирование основ профессиональных компетенций будущего инженера.

 «Преподаватели университета работают в рамках подготовки школьников по физике и математике. Это работа с задачами повышенной сложности, подготовка к олимпиадам. Очень востребована наша олимпиада по физике и математике. В этом году в вуз было зачислено 77 детей, получивших баллы по этой олимпиаде», – рассказала Елена Николаевна.

С целью формирования инженерных компетенций второй год вуз работает в форме проектной деятельности, огромным интересом школьников пользуется летняя архитектурно-инженерная школа НГАСУ.

В ходе круглого стола опытом работы также поделились руководители образовательных учреждений, на базе которых функционируют специализированные инженерные классы.

Резолюция

Добавить комментарий

Target Image