Медиобразование в формировании здоровья дошкольников

28.06.2016

В детском саду №312 «Жемчужинка» педагоги-модераторы Николаева Ирина Игоревна и Жукова Галина Эдуардовна завершили первый этап медиа-проекта по направлению «Здоровый образ жизни» – «Познай себя или моя первая ступень в мир ощущений», который был направлен на формирование у дошкольников с нарушениями зрения культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению, посредством планомерного осуществления мероприятий оздоровительной и профилактической работы, воспитания практических навыков и приемов, направленных на его сохранение и укрепление. Работа в данном направлении обогатила представления воспитанников об окружающем мире и о себе самом, способствовала их успешной социализации.

Медиаматериал, подобранный для воспитанников в соответствии с возрастными и физиологическими возможностями способствовал активному усвоению знаний, вызывал живой интерес, воспитывал в дошкольниках чувство ответственности, сопереживания, стимулировал «живое» общение. Новая форма рефлексии – «алгоритм – презентация» по сюжету мультфильмов стимулировала зрительное внимание, активизировала речевые высказывания, способствовала лучшему усвоению материала. Применение интерактивных технологий при проведении медиазанятий, в целом, значительно повысило уровень восприятия материала.

В ходе реализации проекта решались следующие задачи:

– Ознакомление с окружающим миром и самим собой детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в системе их сенсорного воспитания.

– Формирование представлений об органах чувств и своих сенсорно-перцептивных возможностях.

– Расширение представлений о своем здоровье и о средствах его укрепления, формирование культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни.

– Формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, развитие любознательности, воображения.

– Привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи.

– Повышение уверенности ребенка в себе, укрепление эмоционального состояния.

На протяжении всего проекта с ребятами находилась героиня известного мультфильма МАША, которая забавляла малышей своими вопросами, предлагала различные игры, эксперименты и стала лучшим другом ребятишек. Для создания сюрпризного момента, привлечения внимания воспитанников на каждом новом занятии появлялся необычный персонаж – «ФЕЯ ЗДРАВИЦА», «ВРАЧ-ОФТАЛЬМОЛОГ», «ФЕЯ-ОБОНЯНИЯ», «ФЕЯ ЗВУКА» и «БОЛЬШОЙ УХ», «ШЕФ-ПОВАР», «ДЖИН-ПОВЕЛИТЕЛЬ ОСЯЗАНИЯ», КУКЛА МАША.

Эмоциональный настрой на занятии «Чудо – роднички» создал эффект появления под задорную музыку Феи Здравицы, который сопровождался показом стихотворного видеоряда о здоровье глаз. Интерактивная презентация «О глазах и их строении» обобщила и разнообразила знания детей о зрении, обозначила значимость его роли для жизнедеятельности человека, вызвала стремление заботиться о глазах и соблюдать правила гигиены.

Занятие «Помощники для глаз» обогатило знания детей о значении очков в их жизни. Герои занятия Маша и Врач-офтальмолог рассказали ребятам о правилах обращения с очками. В занимательной, игровой форме познакомили малышей с правилами хранения очков, рассказали о значении бережного отношения к ним. Интерактивная игра «Оптика» привлекла внимание детей, стимулировала зрительно-поисковую функцию, глазодвигательную координацию. Самостоятельно изготовленная оправа подарила детям массу положительных эмоций.

На занятии «Чуткий защитник» сказочные герои Маша и Фея Обоняния обобщили и разнообразили знания детей о функциях и значении органа обоняния – носа, обозначили его роль в жизнедеятельности человека, вызвали стремление заботиться о здоровье органа дыхания и обоняния, соблюдать правила его охраны. Созданный педагогами видеоклип под сопровождение задорной песенки «Про носы», доставил большой заряд положительных эмоций. Необычная форма рефлексии «изготовление мешочков с запахами для мамы» затронула самые теплые чувства детей к мамам, родным и близким людям, вызвала неподдельный интерес воспитанников и доставила им радость.

Дать представления об органе слуха человека – ухе, познакомить с его строением, показать возможности органа слуха в познании окружающего мира, закрепить гигиенические навыки, понимание необходимости бережного отношения к органам чувств и способах сохранения слуха – все эти задачи педагоги постарались раскрыть на занятии «Необычная ракушка». Просмотр презентации «Интересное об органе слуха» обобщил и разнообразил значимость роли органов слуха для жизнедеятельности человека, вызвал стремление соблюдать правила гигиены. Применение интерактивных технологий (звуковые эффекты, всплывающие картинки) активизировало внимание детей, повысило уровень восприятия материала. Такая форма рефлексии, как «импровизация под любимую детскую мелодию с «шумелками», изготовленными самими детьми, вызвала неподдельный интерес воспитанников, стимулировала слуховое внимание, способствовала развитию мелкой моторики и, в целом, доставила заряд положительных эмоций!

Повелитель Осязания – Джин и Маша на занятии «Проворные разведчики» раскрыли значимость самого большого органа чувств – коже человека. Показали возможности органа осязания в познании окружающего мира. Дидактические игры «Волшебный куб» и «Найди пару» стимулировали внимание дошкольников, помогли сформировать умения и навыки осязательного восприятия предметов, способствовали развитию мелкой моторики, познавательной активности. Подарок тактильного альбома «Такие разные фигуры», сделанного своими руками для детей младшей группы, вызвал у ребят чувство внимания и заботы о своих младших друзьях.

Герои проекта Маша и Шеф-Повар на занятии «Лабиринты вкуса» продолжили знакомить воспитанников с органами чувств человека. В игровой, занимательной форме были раскрыли особенность и возможности такого органа чувств, как язык. Дидактическая игра «Назови пищу и определи ее вкус» вызвала бурный восторг у ребят – они с огромным удовольствием включились в процесс узнавания и называния различных вкусов! Особенно понравилось ребятишкам перевоплощение в поварят – они с удовольствием надевали колпаки и фартуки, с большим старанием готовили свое блюдо – канапе (фруктовое и овощное). Все это вызвало у малышей «вкусные» эмоции»! Просмотра мультфильма «Язык мой – друг мой» систематизировал полученный на занятии материал, обогатил словарь и стимулировал речевые высказывания воспитанников.

На последнем занятии, с загадочным названием «Тайна пяти «П», педагоги закрепили и обобщили знания воспитанников об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира, систематизировали их возможности для жизнедеятельности человека, напомнили стремление соблюдать правила гигиены и безопасности. Применение игр «Полезно – вредно», «Расскажи всем» активизировало внимание детей, повысило уровень восприятия материала, расширило познавательные способности. Изготовление эмблемы в виде цветка, как символа пяти чувств, способствовало систематизации полученных на занятии новых знаний, обогатило представления воспитанников об окружающем мире, оставило след на долгую память.

В начале проекта, для привлечения внимания родителей, активного включения их в совместную проектную деятельность, был создан «Медиа Жемчужный Клуб» в сетевом сообществе «Фейсбук» с целью формирования видеотеки для семейного самообразования, сбора и пополнения коллекции мультфильмов, обучающих и развивающих видеофильмов по данной теме, тематике детского сада.

Практическая значимость проекта определяется разработкой подробных сценариев коррекционно-развивающей направленности, с учетом зрительных нарушений воспитанников.

Проект адресован учителям – дефектологам, тифлопедагогам, педагогам-психологам ДОО, имеющим в составе общеразвивающих групп воспитанников с различными нарушениями зрения.

Материалы подготовила Федотко Татьяна Алексеевна,

руководитель городского Медиаобразовательного проекта

Добавить комментарий

Target Image