Под знаком «Десятки»

09.11.2012
IMG_8583Гимназии № 10 исполнилось 100 лет!
 
Для многих людей со словом Родина ассоциируется не только страна, родительский дом, но и родная школа. Верность школьному братству – одна из традиций гимназии № 10. Выпускники этой школы, среди которых много выдающихся людей – академиков, дипломатов, спортсменов, через годы пронесли чувство уважения к родной школе и учителям.
 
История школы богата и разнообразна. Здесь сложились добрые традиции, а новаторство, демократический стиль и дифференцированный подход в обучении сделали «десятку» (как ласково называют ее выпускники и педагоги) известной далеко за пределами Новосибирска.
 
Сегодня гимназия № 10 отмечает вековой юбилей! Это одно их старейших учебных заведений города Новосибирска. Чтобы лучше изучить путь, пройденный школой за 100 лет, мы обратились к руководителю музея истории гимназии № 10 Шигаевой Тамаре Георгиевне.
 
«Истории связующая нить»
 
IMG_8576
– Тамара Георгиевна, с чего начиналась история этого учебного заведения? Сохранилось ли здание, куда пришли первые ученики школы № 10?
 
Год рождения школы – 1912. После пожара 1909 года в Новониколаевске по проекту архитектора Андрея Дмитриевича Крячкова было построено 12 школьных зданий. И среди них, самое большое и красивое – Андреевская школа. Это здание сохранилось до сих и находится по адресу Сибирская, 54. Это памятник архитектуры, который охраняется государством. Сейчас здесь работает школа Высшего спортивного мастерства.
 
Школа была построена по счету десятой и под этим номером прошла свой столетний путь. Когда в 1996 году нам присвоили статус гимназии, то номер хотели поменять, потому что в городе было всего четыре гимназии. Но нам пошли на встречу и № 10 сохранили, потому что школа под этим номером была известна не только в нашем городе, но и в стране. Это своеобразный знак качества и мы не хотели терять историю.
 
Вначале, в 1912 году, школа  работала, как школа Рабочей молодежи. Однако в 1912 году местная управа Новониколаевска ввела всеобщее начальное образование, и в учебном заведении стали обучаться младшие школьники. Заниматься приходилось в три смены. Днем дети, вечером взрослые. Даже при советской власти она сохраняла статус вечерней школы. Выпускник 1921 года вспоминает: «Бывало, падаешь от усталости, но все равно идешь вечером в школу, с собой приносишь керосин и дрова, чтобы там обогреться».
 
В двадцатые годы в школе учились такие известные в будущем люди, как академик Василий Николаевич Сколон, поэт Александр Иванович Смердов. Стихи Саша Смердов начал писать еще в школе, а уже в 1930 году появились его первые публикации в журнале «Сибирские огни». Впоследствии он долгие годы возглавлял Новосибирскую писательскую организацию, был главным редактором журнала «Сибирские огни».
 
 – Как складывалась судьба школы в предвоенные годы?
 
– Школа стала семилеткой, а с 1935 года – это уже полная средняя школа с десятилетним обучением. Директором в то время был Сергей Павлович Никулин – прекрасный педагог, который в любое дело умел вносить радость, творчество, поиск. Много сил он отдает строительству нового здания школы на улице им. Горького. Здесь в 1939 году создается новая «десятка» на базе объединения с 40-й школой. Ребята принимали непосредственное участие в обустройстве новой школы. Вот как об этом вспоминает выпускница 1941 года И.А. Шевчук (Розенберг):
 
И школьные парты на улице Горького
Мы сами вносили в новое здание.
Каток заливали, и строили горку,
И зал украшали в особым старанием.
 
В школе была строгая дисциплина, но в то же время создавались условия для развития самостоятельности и творчества детей. В старших классах было введено самоуправление (классных руководителей не было), работали различные кружки, многие учащиеся занимались в Детской технической станции. Когда в 1939 году в Сибири проходила первая детская научно-техническая конференция, доклады ребят 10-й школы были высоко оценены учеными, приехавшими из Томского и Московского университетов. Значительными были и спортивные достижения, особенно славились конькобежцы.
 
IMG_8569 – Как жила «десятка» во время войны?
 
Это особая страница в истории школы. В музее есть стенд под названием «Огневые – сороковые». Там висят фотографии трех десятых классов, которые получили аттестаты 19 июня 1941 года. Впереди были колоссальные планы, но через три дня началась война. Большинство ребят из этих выпускных классов погибли на фронтах войны. Среди них Саша Рабко, отличник учебы, чей аттестат хранится в музее. Он погиб при обороне Сталинграда.
 
Почти весь период войны в здании школы располагался эвакогоспиталь № 1249. Учащиеся были распределены по другим школам. В основном, они занимались в помещении школы 22 на Советской улице. Многие из них пошли работать на оборонные заводы.
 
Гимназия № 10 до сих пор поддерживает связь с выпускниками 1941 года: мы устраиваем встречи, поздравляем их со всеми праздниками. Ребята удивляются, сколько у этих людей энергии, жизненных сил. Среди них Ирина Рогенберг (Шевчук), Августа Табачникова. Они подарили  музею клятву, принятую ими еще до войны. Выпускники 1941 года поклялись быть верными школьному братству, помогать друг другу, встречаться, заботиться о живущих и помнить тех, которые ушли.
 
С 1946 по 1954 год директором и учителем истории теперь уже мужской средней школы № 10 работала Васса Федоровна Маркова. Мальчишки и учителя ее очень любили. Она стала приемной матерью для Федора Степановича Циомы, потерявшего зрение на фронте, помогла ему закончить пединститут. Он также работал учителем в «десятке», позже в школе № 29. Получил звание «Заслуженный учитель РФ».
 
Продукция на миллионы рублей
 
– Но славу школе № 10 принесли 50-е годы? Как так получилось, что «десятка» стала одной из 50-ти школ России, участвующих в эксперименте?
 
– 50-60 годы – один из самых ярких периодов в истории школы, когда ее слава гремела на всю страну. Меня восхищают личности преподавателей, которые работали в школе в эти годы. В 1957 году был предпринят эксперимент: 50 школ России стали школами с производственным обучением. В Новосибирске «десятка» была единственной школой, участвующей в этом проекте. Вначале начинали как все школы: ходили работать на заводы, но дети не получали никаких навыков, потому что стояли, в основном, за спинами рабочих. И тогда в школе № 10 руками учителей и учеников были построены свои мастерские, свой гараж. Известный педагог Католиков, который в то время учился в школе, вспоминал, что ученики работали на настоящем детском заводе, который уже тогда работал на хозрасчетной основе. Школа выпускала продукцию на миллионы рублей, получала заказы от многих предприятий города и области. Был изобретен даже свой инструментальный станок, который демонстрировался в Японии и в Канаде на выставке детского технического творчества. На базе производственного обучения внутри школы давали 11 профессий: токарь, слесарь, чертежник, швея, шофер, столяр-краснодеревщик и другие. Выпускникам выдавали два документа: общий аттестат и документ о получении какой-то квалификации. С 1957 по 1963 год директором школы был офицер, подполковник в отставке, учитель истории Михайлин Владимир Никитович. Но работать было непросто в те годы. Одна проверка следовала за другой. Шутка ли, школа сама зарабатывала такие большие деньги. Но на эти средства в школе делали ремонт, а дети путешествовали по многим городам СССР. Опыт «десятки» перенимали другие школы со всей страны. В центральной прессе было много статей, посвященных новосибирской школе № 10.
 
Прообраз физматшколы
 
– Почему школа № 10 стала базовой школой пединститута и в ней был создан класс математиков-программистов?
 
– «Десятка» всегда шла на шаг впереди, используя самые передовые педагогические технологии. И так продолжается до сих пор. У нас у одних из первых появились смарт-доски, за разработанные учебные электронные пособия педагог Осколкова получила диплом в Канаде. Постоянное стремление к новому – особенность гимназии № 10.
 
Но традиции закладывались в 50-е годы. Это был демократический стиль школы, которая все время выходила за рамки, опережала свое время. Детей не только обучали профессиям, но развивали у них интеллектуальные способности.
 
В 60-м году на конкурсной основе, по просьбе Сибирского Отделения Академии наук СССР, набрали класс математиков-программистов. В то время еще не было физматшколы, а кадры были очень нужны. Ученые обратились ко всем школам города с просьбой, кто возьмет на себя ответственность набрать класс программистов с участием ученых СО РАН. Ни одна школа не согласилась, кроме «десятой». С участием академика Соболева класс был набран. По сути, этот класс был предшественником физматшколы. Кстати, Врагов Владимир Николаевич –  бывший ректор НГУ, был выпускником этого класса. Практику дети проходили на базе Вычислительного центра, почти все они стали учеными. Недавно наш 11 класс встречался с двумя выпускниками класса математиков-программистов: Березиным Сергеем Александровичем и с Морозовым Александром Алексеевичем, которые преподают в вузах.
 
А двумя годами раньше – в 1958 году, в школу пришли работать и заниматься научно-исследовательской деятельностью 11 преподавателей пединститута. Будучи доцентом, будущий профессор Шмаков, отрабатывал здесь свою теорию игровой педагогики, устраивая городские игры. Здесь он организовал специализированный педагогический класс.
 
С 1963 по 1966 годы на базе школы был проведен эксперимент по созданию прообраза колледжа. В школе были только 9-11 классы. В 1966 году выпустили 12 классов. Среди выпускников 50 медалистов (28 – золотые).
 
«Школа Варшицкого»
 
– Как появилась идея сделать школу с углубленным изучением английского языка?
 
С 1966 года «десятка» стала школой с углубленным изучением английского языка. Директором тогда был учитель английского языка  Варшицкий Ефим Наумович.У него была мечта, чтобы дети хорошо знали английский язык. Этот период в жизни школы коллеги и выпускники называют «Школа Варшицкого». Ефим Наумович был удивительный человек по широте своего интеллекта, по умению работать с людьми, по умению видеть намного вперед. Он считал, что английский язык – это язык международного общения, и он всегда будет нужен детям.
 
Действительно, сейчас наши выпускники-академики пишут, что за рубежом на равных общаются с коллегами, читают лекции. Но для того времени это был нонсенс. Учителя вспоминают, что непросто было оборудовать кабинеты, создать первый в городе лингафонный кабинет. Целым событием для школы была покупка первого магнитофона. Кстати, сейчас переводчиком нашего президента России является наш выпускник 1972 года – Андрей Цыбенко. Вчера от него пришла поздравительная телеграмма, где он пишет, что школа еще тогда намного опережала свое время. Уровень подготовки был очень высокий.
 
 – Чем знаменита школа в 70-80-годы?
 
В 1979 году был создан учительский ансамбль «Кантилена», который существовал много лет и был известен далеко за пределами города. Ему даже присвоили звание «народный». Бессменным его руководителем была Лилия Николаевна Кушнир, учитель английского языка.
Международные связи. К нам приезжали ученики из зарубежных стран, наши школьники ездили выступать на конференции. Работал Клуб интернациональной дружбы с 1975 по 1985 год.
 
В 1975 году был открыт киноклуб «Диалог», который вела Элеонора Николаевна Горюхина. Это был настоящий культурный центр для учащихся, учителей и родителей. Первое его заседание открыл кинорежиссер Сергей Герасимов. За 15 лет существования клуба у нас выступали Андрей Тарковский, Ролан Быков, Тенгиз Абуладзе. И другие.
 
С 1975 по 1995 год в школе работал КИД (клуб интернациональной дружбы) под руководством учителя английского языка Черепановой Л.Е. К нам приезжали ученики из зарубежных стран, и наши школьники ездили выступать на конференции, фестивали, вели переписку.
 
В 1979 году школа переехала в новое (третье по счету) здание, где находится до сих пор.
 
Гордость школы – учителя и ученики
 
– «Десятке», наверное, повезло, здесь всегда был очень сильный педагогический коллектив. Можно назвать самые известные фамилии?
 
Это называется объять необъятное. В музее мы рассказываем об учителях-ветеранах, проработавших более 20 лет, Заслуженных учителях, директорах школы. О каждом из них можно очень долго и много говорить.
 
 В 1948 году в школу пришел работать учителем физкультуры удивительный человек – Яков Романович Розенфельд, чемпион РСФСР по легкой атлетике. С этого времени началось активное развитие спорта в школе. Стаж работы Якова Романовича составляет 62 года. За это время подготовлено 5 мастеров международного класса, 62 мастера спорта страны. Среди них есть чемпионы Олимпийских игр, мира, Европы, СССР и России. Яков Романович – единственный учитель в области и в стране, который имеет три почетных звания: «Заслуженный учитель РСФСР», «Заслуженный тренер РСФСР» и «Народный учитель России». В школе он работал до 85 лет.
 
 Сейчас в нашей области есть соревнования школьников, которые проводятся в честь наших педагогов: Варшицкого и Розенфельда. Эта страница в истории не просто школы, а в истории города, области, страны.
 
Есть два человека – легенды школы, о которых можно говорить часами. Это  профессор Сталь Анатольевич Шмаков и Эльвира Николаевна Горюхина. Это человек какой-то внутренней свободы и большой патриот своей страны. Она читала  Солженицина детям, когда его выслали за границу,  дружила с Фиделем Кастро, по его приглашению ездила на Кубу. Она восторгалась этим человеком, который смог воплотить свою идею в жизнь.
 
Очень много для развития гимназии сделала Наталья Васильевна Ярославцева. Она была директором школы с 1991 года до 2008 года. При ней школа стала авторской, а в 1996 получила статус гимназии и вернула себе славу одной из лучших школ города. В последние годы она разрабатывала концепцию цифровой школы. С 2008 года Н.В. Ярославцева – министр культуры Новосибирской области.
 
– Среди выпускников, наверное, тоже много знаменитостей?
 
– Мы целый стенд посвятили удивительному человеку Александру Александровичу Католикову. Для него идеалом был Макаренко, а он стоит рядом с ним. Его имя даже можно поставить рядом с Корчиком, который вошел в газовую камеру вместе с детьми. Александр Католиков окончил нашу школу в 1961 году. Его будущее предсказал Шмаков, который сказал ему, что тот будет очень хорошим педагогом. В то время Саша Католиков ему не поверил. Однако профессия учителя стала его призванием на всю жизнь. Он поступил в Новосибирский пединститут, но его направили в Москву. После окончания вуза, Александр вместе с женой уехал в Сыктывкар, где начал работать в Доме пионеров.
 
Однажды вместе с детьми педагог ехал на экскурсию, и их автобус застрял на переезде. Он успел эвакуировать всех детей, только не успел выпрыгнуть сам. Католиков остался жив, но стал инвалидом. Он попросил назначить его директором самого отсталого детского дома. Через некоторое время он превратил его в агрошколу со своим подсобным хозяйством, с лодочной станцией. За свои успехи Александр Католиков получил золотую международную медаль. А президент России Борис Ельцин наградил его орденом «За заслуги перед Отечеством».
 
Однако известный педагог от этого ордена отказался. В Сыктывкаре известному учителю поставлен памятник, проводятся ежегодные Католиковские чтения, есть специальная стипендия для детей-сирот его имени.
 
Среди известных выпускников: Врагов Владимир Николаевич – бывший ректор НГУ, Лыков Геннадий Дмитриевич – известный строитель, Герой Социалистического Труда, Почетный гражданин нашего города, Зельманов Ефим Исаакович (1972 год выпуска) – член семи Академий наук мира, лауреат Филдсовской премии по математике (приравнивается к Нобелевской премии), сейчас он работает в Калифорнии.
 
Тесные дружеские отношения связывают выпускников 1953 года, среди которых академики Бурдуков А.С. и Юсупов Т.С. Среди выпускников много известных ученых, спортсменов, деятелей культуры. Можно назвать имена Козлова В.А. – директора Института иммунологии, Зайко С.В – главного инженера новосибирского метрополитена, Кричевского А.И. – проректора НГУЭиУ.
 
– Сегодня «десятка» продолжает свои традиции: быть впереди и опережать в своем развитии время?
 
– За последние три года гимназия выпустила 29 медалистов. В 2011-2012 учебном году заняли первое место на городском этапе НПК НОУ «Сибирь». Пятеро гимназистов награждены дипломами «За победу» и Серебряными знаками отличия на Всероссийском конкурсе достижений талантливой молодежи «Национальное Достояние России – 2012 (Москва).
 
Директором гимназии с 2009 года является Бирюков Сергей Николаевич, учитель экономики высшей категории, «Заслуженный учитель РФ», победитель конкурса «Лучшие учителя» в рамках нацпроекта «Образование».
 
В образовательном учреждении обучается 935 гимназистов в 37 классах. Педагогических работников – 88, из них 10% имеют научную степень, 87% – высшую и первую квалификационные категории. Гимназия является неоднократным победителем конкурсного отбора образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Ведется системная работа по реализации проекта «Цифровая школа». Ежегодно гимназисты занимают призовые места на олимпиадах, НПК, творческих конкурсах и спортивных соревнованиях. Активно развивается государственно-общественное самоуправление. Обеспечено взаимодействие с ведущими вузами города. В ноябре 2011 года успешно прошла аккредитация гимназии. В 2012 году ей присвоен статус «автономного» учреждения.
Подготовила Людмила Кузменкина
 
IMG_8556IMG_8557IMG_8558IMG_8560
IMG_8564IMG_8566IMG_8568IMG_8580  

Добавить комментарий

Target Image