В наш город привезли «сокровища сарматов»

20.11.2012
IMG_0214 В Новосибирском государственном краеведческом музее впервые открылась выставка, представляющая экспонаты Азовского музея-заповедника. 
Неискушенному посетителю сразу напрашивается вопрос: а кто же такие сарматы? Что это за народ такой?
 
Римский географ I века новой эры Помпоний Мела писал: сарматы – «племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвовали в войне наравне с мужчинами». Особенностью сарматов считалось высокое положение женщин, их активное участие в общественной жизни и военных действиях. А историк Геродот пересказывал легенду об их происхождении от браков скифских юношей с амазонками — легендарным племенем женщин-воительниц. Так ли это было – неизвестно.
 
Ученые историки объясняют, что «сарматы – это кочевые скотоводческие племена, которые жили в степных районах от Южного Урала и Западного Казахстана до Дуная в течение восьми веков (IV век до нашей эры – IV век нашей эры)». Сарматы пришли на смену скифам и задержались надолго в южных степях. Жили сарматы на территории  современной Ростовской области. Но туда они перекочевали с востока. Их предками считаются Приволжско-Уральские савраматы.
 
В Ростовской области до сих пор ведутся многочисленные археологические раскопки, в ходе которых ученые находят различные предметы, рассказывающие о жизни этого кочевого, воинственного народа.
 
Среди находок часто встречаются и золотые вещи, многие из которых привезли показать новосибирцам сотрудники Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника. Эта выставка в нашем городе проводится впервые, хотя мечта познакомить нас с сокровищами сарматов у музейщиков была давно.
 
 Марина Филимонова, старший научный сотрудник Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника, рассказала, что еще в 1991 году, когда они везли часть коллекции на выставку в Японию, то мечтали: хорошо бы ее показать в Сибири. И вот мечта сбылась.
 
Выставку открыл директор Новосибирского государственного краеведческого музея Андрей Шаповалов.
–  Много лет я работал археологом. Первый вопрос, который задают люди, если узнают, что ты археолог: «А золото находил?» Археологи в Сибири обычно отвечают: «Золото – это не главное. На самом деле, каждая вещь – это культурная ценность. А сами в глубине души думают: «А золото хотелось бы найти». Чтобы найти золото, нужно, чтобы совпали два важных фактора: чтобы золото кто-то когда-то в эту землю закопал и, чтобы его нашли очень удачливые, хорошо работающие археологи.
Я знаю на Азове небольшую территорию, где стоит Азовский музей-заповедник, там работают удачливые археологи. И работают они на земле, где золото закопали в большом количестве. Кроме золота там есть очень много интересных вещей, которые сопровождают золотые клады, но которые сами по себе являются подлинным сокровищем.
Сотрудники Азовского музея-заповедника Марина Филимонова и Ирина Гусач привезли к нам сокровища сарматов – одного из древних исторических народов.
 
Игорь Николаевич Решетников, заместитель министра культуры Новосибирской области выразил слова благодарности от губернатора, от министра культуры за то, что у нас открылась эта выставка, потому что «это замечательный подарок всем жителям Новосибирской области к юбилею нашего региона».
 
– В Азовском музее-заповеднике работает экспозиция «Сокровища кочевников Евразии», которая охватывает более широкие хронологические рамки, чем история сарматов, – рассказывают сотрудники музея, – в ней представлены наиболее древние предметы из драгоценных металлов, которые датируются еще III тысячелетием до нашей эры и заканчивается половцами (XIII век нашей эры). Мы привезли наиболее яркий кусочек нашей коллекции – сокровища сарматов. Но самое главное сокровище – это люди: древние мастера, которые когда-то сделали эти изумительные вещи, это археологи, которые их нашли, реставраторы, благодаря которым эти вещи так бережно отреставрированы.
 
Золотая коллекция уже путешествовала по миру. Вещи из фондов Азовского-музея-заповедника побывали во многих странах, выставлялись в Москве, в Эрмитаже. В Новосибирск привезли не только золотую коллекцию, но и великолепную керамику, изделия из бронзы. Некоторые вещи были взяты из фондов музея и экспонируются впервые. Так что мы являемся первыми зрителями.
Задача, которую ставили перед собой музейные работники города Азов, – «не просто показать золото, а познакомить с культурой этого народа, который обитал в южно-русских степях на протяжении восьми веков.
Перед взором посетителей предстают различные сосуды, чаши, амфоры, женские украшения, оружие, предметы домашнего обихода, конской упряжи.
 
Всем известно, что сарматы были прекрасные воины, которые не мыслили свою жизнь без лошадей. Поэтому много находок, сделанных археологами, относится к конской упряжи. Оказывается, сарматы во время боев защищали не только себя, но и своих лошадей. А уж во время торжеств, при парадных выездах вождя лошадь выглядела просто по-царски. Поэтому не случайно, взор посетителей на выставке приковывает замысловатый орнамент, выложенный из 2 тысяч 120 золотых бляшек различной формы. Его собственноручно, с помощью пинцета, выкладывали Марина Филимонова и Ирина Гусач в течение трех дней. Оказывается, к нам привезли только часть этой золотой коллекции, в Азове остались еще 15 тысяч бляшек. «Все бляшки мы привезти не смогли, чтобы их собрать потребовался бы целый месяц», –поясняет Марина Филимонова.
 
Дело в том, что в 1986 году был обнаружен небольшой тайник (60 на 60 сантиметров), в котором находились предметы конской упряжи, среди них в четыре слоя лежали 15 тысяч бляшек, среди которых даже прослеживались детали орнамента. Вначале специалисты долго не могли понять, что это такое. В результате, сделали предположение, что этими золотыми предметами была расшита попона лошади. В Азове сейчас экспонируется реконструкция этой попоны. В Новосибирске  представители музея постарались расположить бляшки так, как это было найдено в тайнике во время раскопок.
 
Посетители выставки смогут увидеть редкий и уникальный предмет – большую золотую чашу полусферической формы, с двумя ручками.  Ирина Гусач – археолог, старший научный сотрудник Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника рассказала, что чаша была найдена не в погребении, а в тайнике, на который наткнулась техника во время раскопок. Реставраторам пришлось много потрудиться, чтобы вернуть ей первоначальный вид. Вся поверхность чаши украшена шестигранными вдавлениями. На дне изображена цветочная розетка. Чаша изготовлена из высокопробного золота, аналогов ей в мире просто нет. Такие предметы использовались в ритуальных целях, либо из нее пили вожди во время торжеств. Где было изготовлено это произведение искусства – неизвестно, известно только, что чаша принадлежала сарматам, сарматской культуре.
 
Дело в том, что сарматы не были ремесленниками, и все найденные предметы изготовлялись либо в Греции, либо в итальянских провинциях, либо на Босфоре. Что-то они заказывали, что-то покупали, что-то захватывали во время военных походов. Сами они не умели делать украшения.
На выставке есть предметы, которые показывают ритуальную сторону жизни сарматов. Этот народ верил, что есть загробная жизнь, что человек после смерти не умирает,  и его душа продолжает жить дальше, поэтому в курганах археологи находят предметы, связанные с этими верованиями. Например, курильницы, в которых раскуривались благовонные вещества, отпугивающие от погребений злых духов и защищавшие его. Иногда к умершим клали набор конской сбруи, по их верованиям она должна была им пригодиться в загробной жизни. В качестве заупокойной пищи в погребениях археологи обнаруживают кости лопаток и ножек барана.
 
Ирина Гусач рассказала, что у сарматов были вещи, связанные с оберегами. Так женщины носили бусы, где были бусинки с глазками, чтобы защитить хозяйку от сглаза и порчи.
 
В курганах встречаются погребальные предметы с изображениями животных: собак, кабанов, копытных животных, которые, по мнению людей того времени, оберегали пищу от сглаза. «Мы видим, – продолжает свой рассказ Ирина Гусач, – что сарматы многое восприняли от греков, от итальянских верований. В их погребениях мы находим божеств, изготовленных из бронзы (одна фигурка представлена на выставке). Это изображение италийского божества, которому, видимо, поклонялись сарматы. Что это за божество – пока неизвестно. Сарматы настолько поклонялись ему, берегли это изображение, что на ногах статуэтки божества были зафиксированы накладки во время ремонта, то есть, отломившиеся ноги бережно прикрепили назад».
 
Помимо военных действий и занятий скотоводством, сарматы умели изготавливать керамику (на выставке широко представлен керамический комплекс), пряли пряжу. Об этом свидетельствует находки керамических пряслиц в погребениях. Несмотря на то, что сарматы были кочевники, они занимались другими видами сельскохозяйственных работ. У них были стада овец. В представленной экспозиции есть пружинные ножницы, изготовленные из железа, для стрижки овец. Основной пищей кочевников были конина и баранина. Большие стада овец они перегоняли по степи. Чаще всего, завоевания территорий у соседей происходили потому, что им нужны были новые территории для пастбищ. Это были кочевые племена, которые могли останавливаться только зимой, чтобы переждать непогоду и двинуться дальше.
 
 Сарматы считались прекрасными воинами, они создали тяжёлую конницу, их оружием были очень длинные мечи (почти до двух метров) и длинные копья. В отличие от скифов, они были тяжело вооруженными воинами. Поэтому и тактика боя у сарматов была другая. Они могли поражать врага, не слезая с седла. Для того времени, это было достижение. Благодаря изготовлению более передового оружия, сарматы смогли продвинуться далеко на запад и расселиться на большой территории. По наблюдениям специалистов, мужчины сарматы были среднего роста, но крепкие и сильные. По рукояти мечей можно сделать вывод, что рука у них была не очень мощная и широкая.
Большой интерес на выставке представляют предметы с изображениями хищных животных.
 
– Корни этой культуры идут от скифов. Этот стиль в научной литературе называется «скифо-сибирский звериный стиль», – продолжает свой рассказ Ирина Гусач, –  сарматы очень многое взяли из этого стиля. На их предметах мы часто видим изображения хищных животных, причем сцены терзания одного животного другим. На мече, который был найден в тайнике, изображена сцена терзания двугорбого верблюда хищной птицей. У серебряного кубка, который представлен здесь на выставке, ручка в виде пантеры. Интересны различные обереги. Например, стеклянная подвеска в виде когтя хищной птицы. На поясных золотых пластинах изображены сцены терзания дракона и грифона. По мнению людей того времени, схватки изображенных животных придавали силу и мужество людям. Это признак богатства, силы и власти.
 
Побывав на этой выставке, можно получить полное представление о материальной культуре сарматов: какой это был народ, чем он пользовался, во что верил и, может быть, разгадать некоторые его тайны.
 
Выставка продлится до 13 января 2013 года.
 
Людмила Кузменкина
 
 IMG_0216 IMG_0178 IMG_0167 IMG_0168
IMG_0170 IMG_0173 IMG_0174 IMG_0192
IMG_0195 IMG_0199 IMG_0206 IMG_0207
IMG_0210 IMG_0226 IMG_0218 IMG_0219
IMG_0221 IMG_0222 IMG_0223 IMG_0224  
 

Добавить комментарий

Target Image