«Неужели это он?!»

29.11.2012
IMG_0124
В рамках Всероссийского литературного фестиваля «Белое пятно», который не так давно прошел в Новосибирске, состоялись встречи с детским писателем Сергеем Георгиевичем Георгиевым.
 
Философ, писатель, сценарист
 
История фестиваля насчитывает уже 18 лет, впервые он стартовал в нашем городе в 1994 году и был посвящен сибирскому фантасту Михаилу Михееву. Вначале мероприятие проходило для узкого круга специалистов, писателей и прозаиков. Позже формат литературного фестиваля изменился, он превратился в открытую площадку, на которой обсуждаются различные явления в книжной культуре и литературной жизни современной России.
 
В «Белом пятне» приняли участие не только новосибирские литераторы, но и писатели и поэты из Москвы, Санкт-Петербурга, Кемерово.
За три дня прошло около 25 творческих встреч, которые посетило более 1000 человек.
 
В этом году в столицу Сибири впервые приехал детский писатель Сергей Георгиевич Георгиев.
 
Сергей Георгиев окончил философский факультет и аспирантуру Уральского государственного университета. Он – кандидат философских наук (диссертация «Становление свободной индивидуальности (на материале современной детской литературы)». Преподавал в различных учебных заведениях Екатеринбурга, работал в журналах «Уральский следопыт», «МИКС» и «Голос».
 
Как детский писатель начал публиковать свои произведения с 1972 года. Сергей Георгиевич пишет сказки, пьесы, сценарии и небольшие рассказы, которые порой походят на анекдоты. Каждая такая грустная, веселая, но поучительная миниатюра Сергея Георгиева, как в капле воды отражает нас и нашу жизнь. Первая его книга была издана в 1987 году. Сейчас у писателя вышло уже более 20 книг. В его книгах живут и сказочные, и не сказочные персонажи: король Уго, принцесса Клементина, динозаврики и ребята.
 
 Сергей Георгиевич – лауреат Всесоюзного конкурса на лучший короткий рассказ для детей (1985). Был постоянным автором журналов «Мурзилка», «Юность», «Веселые картинки», «Пионер», «Кукумбер» и другие.
 
Большую роль в жизни Сергея Георгиева  сыграло сотрудничество с детским киножурналом «Ералаш»: 30 лет он проработал там сценаристом и 10 лет главным редактором. Сергей Георгиевич – автор очень многих сюжетов для этого киножурнала.
 
В Новосибирске писатель встречался с юными читателями в Новосибирской областной детской библиотеке имени А.М. Горького, в библиотеке имени А.П. Гайдара, в литературном магазине «Плиний Старший» и в районной библиотеке поселка Мошково.
 
«По бразильской системе»
 
На встрече с ребятами в Новосибирской областной детской библиотеке имени А.М. Горького Сергей Георгиев рассказал, как он написал свой первый сюжет в «Ералаш».
 
– В «Ералаш» меня привела моя собака Янка – чудный карликовый пинчер. У нее был замечательный литературный вкус. Когда я был молодым автором и стеснялся нести свои рассказы в издательство, то читал их вначале своей собаке. И если Янке нравилось, то она начинала прыгать, как баскетбольный мячик. Но если ей что-то было не по душе, то она опускала немножечко голову. А если не нравилось совсем, то задним ходом, хвостом вперед, она забиралась под диван. Выманить оттуда ее было невозможно. Но стоило Янке прочитать какую-нибудь хорошую историю, то из под дивана сначала появлялся ее носик, затем сияющие глазки, а потом и она сама, собственной персоной.
 
Однажды мне позвонил главный редактор киножурнала «Ералаш» Александр Григорьевич Хмелик. Киножурнал был только что создан. Хмелик объяснил, что они ищут сценариста и предложил мне написать в течение недели сценарий в «Ералаш» (в то время я работал сценаристом взрослого киножурнала «Фитиль»). Я с радостью согласился и сразу сел за письменный стол. Но у меня ничего не получалось. На следующее утро – та же история. Прошел день, другой, а ничего стоящего у меня не выходило. В конце недели я решил на это дело махнуть рукой. В расстроенных чувствах вышел на балкон. Рядом уселась Яна и тоже стала переживать. Через какое-то время моя собака начала радостно вилять хвостом. Оказывается, через балконную щель Янка наблюдала за футбольным матчем на школьном дворе. Она была знатной болельщицей. Если по телевизору начинался матч, Яна сразу усаживалась перед ним. Я тоже заинтересовался игрой во дворе.
 
Мое внимание привлек один мальчик, который все время кричал: « По бразильской системе». Мне стало любопытно, что это за бразильская система такая. Я обратил внимание на второго мальчика, который играл на воротах. Он стоял в прекрасной стойке вратаря, но пропускал один мяч за другим. И тут я понял, что это за бразильская система.
 
Двор замыкал 9-ти этажный дом, а у дома была огромная стеклянная пристройка. Я вдруг подумал, пусть эта стеклянная витрина будет вместо ворот, а вратарь пусть защищает эти ворота. Игра будет продолжаться  до тех пор, пока он не пропустит гол. Ему надо объяснить: хочешь играть – лови. Как только тебе забьют гол, будет дзинь! Я сразу бросился к пишущей машинке и за десять минут написал сюжет «Ералаша». Этому сюжету уже больше 30 лет. Называется он «Бразильская система». Я записал все, что было перед моими глазами, сделав лишь небольшие изменения.
 
Главного героя в сюжете «Ералаша» исполнил Володя Сычев (сейчас он актер Центрального академического театра Российской армии). Рядом с ним идет Юра Шамшурин, плотненький, кругленький, улыбающийся (сейчас он полковник полиции). Володя ставит Юру спиной к витрине парикмахерской, в которой сидел намыленный клиент (Михаил Кокшенов), рядом с ним парикмахер (Вадим Александров) с бритвой.
Затем Володя разбегается и бьет изо всех сил по мячу. И этот увалень Юра прыгает и в невероятном прыжке вытаскивает мяч. Со всех сторон раздаются аплодисменты. Снова удар и снова Юра берет мяч. Но нет такого вратаря, которому бы не забили гол. В третий раз мяч влетает в витрину, и витрина разбивается.
 
Я придумал окончание этой истории. Мальчишки бегут, за ними бежит парикмахер с бритвой. Володя на бегу говорит Юре: «Ладно, вратарь из тебя не вышел, (а бразильская система – это игра со стимулом), слушай, а давай я из тебя лучше бегуна сделаю». Через два месяца я увидел первый свой сюжет на экране. С тех пор по моим сценариям снято более сотни сюжетов «Ералаша».
 
Сергею Георгиевичу очень понравилось выступление ребят из детской театральной студии «Старая мельница», которые показали сценки по сюжетам его рассказов.
 
«Моя любимая книжка – «Капитанская дочка»
 
Позже писатель с радостью ответил на многочисленные вопросы юных читателей:
 
– Сергей Георгиевич, когда Вы написали свою первую книжку?
– Специально книжек я не писал, вначале сочинял рассказы, и их печатали в журналах. Первые мои журналы – «Пионер» и «Костер». И вдруг оказалось, что рассказов хватит на целую книжку. Мне тогда было чуть больше двадцати лет. Я очень горжусь, что рекомендацию к книге написал писатель Владислав Петрович Крапивин. А первый рассказ я сочинил в шестом классе. Это случилось в 1966 году.
 
– Какой у Вас самый любимый сюжет «Ералаша»?
– Я горжусь историей «Возраст любви». В ней снимались актриса Малого театра, народная артистка СССР Мария Пастухова и народный артист СССР Михаил Глузский.
 
– Какой у Вас был самый любимый предмет в школе?
– В школе я очень любил историю, литературу и английский язык. Но мне очень тяжело давалось рисование. Все это знали и картины за меня рисовали всем классом.
 
Вы помните свою первую учительницу?
– Моя первая учительница – Анна Федоровна Сумбаева была женой классика татарской литературы Фаниса Шумбая. Он приходил к нам в класс и читал по-татарски свои произведения. Ничего непонятно, но впечатление потрясающее.
 
– На какие уроки в школе не хотелось ходить?
– Не хотелось ходить на рисование, хотя, с другой стороны, я понимал, что меня спасут. Еще был предмет, который мне не давался – это химия. Но я его выучил и сдал экзамен на пятерку. В результате, у меня в аттестате были все пятерки.
 
– Какие книги Вы читали в детстве?
– Читал очень много, чего и вам желаю. Любимая книжка – «Капитанская дочка». Я ее читал очень много раз. До сих пор перечитываю каждый год, и каждый раз получаю необыкновенное удовольствие. Я прекрасно знаю, что Швабрин подлец и мерзавец, но я всякий раз глазами Петруши Гринева очаровываюсь им. Это магия хорошей литературы. Я читал очень много и мне разрешали читать все. В пятом классе я вдруг обнаружил, что мы по литературе проходим то, что я уже год назад прочитал и получил огромное удовольствие.
 
– Не планируете ли снимать «Ералаш» в Новосибирске?
– В настоящее время я уже четыре года нахожусь в творческом отпуске – пишу книги. В «Ералаше» бываю, консультирую, но что будет дальше, не знаю. Сейчас там пост главного редактора пока свободен.
 
– А как Вы придумали мальчика Саньку?
– Санька – это реальный человек, мой племянник, сейчас он уже взрослый, получает второе высшее образование, собирается жениться. Как только я ухватил его характер, то сразу придумал несколько ситуаций. Когда я напечатал рассказы и показал их Саньке, он надулся и спросил: «А ты откуда знаешь?» Он решил, что кто-то из родственников проболтался про те ситуации, которые действительно с ним происходили. А я ничего не знал, просто чувствовал его характер.
 
Где Вы родились?
– Я родился на Урале, в городе Нижнем Тагиле, на улице, где до сих пор стоит дом писателя Мамина-Сибиряка. У него очень красивый особняк.
 
– Что Вам понравилось в Новосибирске?
– Две вещи: оперный театр и юные читатели, которые мне нравятся гораздо больше.
 
– Какие у Вас любимые телепередачи?
– Как и моя собака, я смотрю футбол. Очень люблю интеллектуальную игру «Своя игра». Многих игроков знаю лично. Меня приглашали принять участие в этой передаче, но я предпочел угадывать на диване.
 
– В какую страну Вы еще хотите съездить?
– Я очень люблю путешествовать. В данный момент хочу съездить в Германию, там поставили по моему либретто оперу в ведущем оперном театре – «Рейнской опере». Я не попал на премьеру в 2010 году из-за извержения вулкана. Поэтому хочу съездить в Германию, сесть в зрительный зал и поаплодировать тому, что я написал.
 
– А своим близким Вы читаете то, что пишите, или только собаке?
– Все мои произведения читает моя жена, я ей очень за это благодарен. Все, что я пишу, это, практически, правда. У меня есть книжка «Один мальчик, одна девочка», которая возникла на основе рассказов моей дочери о жизни класса. Дочь приходила из школы и начинала рассказывать: «А у нас один мальчик, а у нас одна девочка». И тут я понял, что это может быть замечательным книжным жанром.
 
– Среди наград у вас есть два необычных ордена: орден «Кота ученого» и орден «Барона Мюнхгаузена». Что это за ордена?
– Была сказочная газета «Жили-были», которая и учредила эти ежегодные награды. Самый высший орден – «Кота ученого» я получил первым. А вот чудный орден «Мальвины с бантом», мне не достался.
 
– Кем Вы мечтали стать в детстве?
– В детстве я мечтал стать летчиком, потому что папа у меня был летчик. Он пролетал всю войну, потом его комиссовали по здоровью и он до 1966 года работал инструктором в ДОСААФ. Я представлял себе это так: однажды утром к нашему дому подъезжает грузовик с открытой платформой, а на платформе стоит маленький самолетик. Его разгружают и говорят: «Сережа! Вот тебе подарок». Я бы в него сел и полетел. Потом я подрастаю, и мне дарят самолетик побольше.
 
Еще мне очень хотелось быть музыкантом – не получилось. Но в 6 классе я окончательно понял, кем хочу быть. Я был совершенно уверен, что стану писать книги, даже если меня не будут печатать. Я получал удовольствие, что свою мысль могу изложить на бумаге. А когда меня стали печатать – то все мечты сбылись.
 
– Ваши книги не только приятно читать, но интересно рассматривать иллюстрации. Кто их оформляет?
– Я работал с очень многими художниками. Меня иллюстрировали: народный художник СССР Лев Алексеевич Токмаков и Евгений Петрович Монин (самый известный иллюстратор сказок братьев ГРИММ). Сейчас издательства стали «прятать» художников, поэтому некоторых я не знаю.
Евгений Монин рисовал мою принцессу Клементину. Тогда он очень болел и не мог выходить из дома. Евгений Петрович часто звонил нам и общался с моей маленькой дочкой Таней. Самое интересное, когда я приехал в мастерскую и увидел иллюстрации принцессы Клементины, то тихо ахнул – там была нарисована моя дочь, которую художник никогда не видел. «Вот так я представляю твою дочь», – смущенно произнес Евгений Монин. «Я тоже так ее представляю», – ответил я.
 
– Некоторые считают, что современные дети стали меньше читать. Так ли это?
– Меньше-больше – это количественный показатель. Дело в качестве чтения. Нужно повлиять на то, чтобы дети читали хорошую литературу. Сейчас появляются интересные новые имена детских писателей: Анастасии Орловой, Наташи Волковой. У них вышли первые книги.
Всегда были дети, которые не читали и дети, которые погружены в чтение. Наша задача – воспитывать их на хорошей литературе.
 
– Что лучше обычная книга или аудиокнига?
– Лучше, конечно, обычная книга. Хотя бы потому, что в творческий процесс вовлечен сам читатель. В аудиокниге все «разжевано». Но если аудиокниги хорошего качества, с хорошей актерской игрой, пусть будут, мы же смотрим телеспектакли. Сейчас другие технологии. В начале века моя бабушка представить не могла, что такое радиоспектакль, а я многие книги узнал из передач, которые шли на Всесоюзном радио.
 
– Как Вы относитесь к тому, что сейчас появилось много книг низкого качества: про вампиров, оборотней?
– К плохой литературе, неважно про кого она, пусть даже о самых хороших вещах, отношусь негативно. Хорошая литература – это красивый язык, образность, раскрытая человеческая душа для других. Так пусть эта душа будет прекрасна.
 
Есть ли сейчас в России интересные детские писатели? Каких авторов Вы рекомендуете читать детям?
– Из недавно ушедших – Юрия Васильевича Коваля, я считаю, что это вершина детской литературы 20 века. Это потрясающий синтез легкости, изящности, глубины мысли, великолепного слога, чудесного языка. Из современных поэтов – потрясающий поэт Марина Бородицкая. Очень хорошие поэты Михаил Яснов, Сергей Махотин.
 
Мы находимся на переломном этапе, трудно сказать, что будет через 5-10 лет. Примерно такая ситуация наблюдалась после революции 1917 года – слом ориентиров, слом эпох.
 
В заключение встречи новосибирские школьники подарили Сергею Георгиеву диск со своими иллюстрациями к его книгам. В ответ писатель преподнес ребятам несколько номеров журнала «Мурзилки», где есть его рассказы.
 
Подготовила Людмила Кузменкина
 

 IMG_0096IMG_0132IMG_0154

IMG_0163IMG_0137

Добавить комментарий

Target Image