В ЦДО «Алые паруса» отметили масленичную неделю так, как отмечали ее в сибирских селах сто лет назад
С 20 по 26 февраля праздновалась масляная неделя. Один из праздников, история которого вызывает наиболее ярые дискуссии среди историков, культурологов и этнографов. Праздник, который проводят в каждом детском саду, творческом объединении в каждом уголке нашей страны. И почти везде один и тот же сценарий, который предполагает скоморохов, сжигание «Чучела Зимы», а сам праздник называют проводами зимы. Но не все так просто: в каждой губернии России, да не только в губернии, в каждом селе были свои обычаи празднования.
Сегодня мы становимся свидетелями процесса возрождения масленичных традиций, а вот профессионалов в этой сфере, людей, которые могли бы грамотно рассказать, как праздновалась традиционная Масленица сто лет назад, единицы. Те формы проведения праздника, которые мы видим сегодня, зачастую к традиционной Масленице не имеют никакого отношения, кроме названия. Это неумелые попытки передачи стереотипных представлений о празднике, сложившиеся в советский период (1950–1970-е годы).
Масленицу принято считать языческим праздником, однако нельзя забывать, что она напрямую зависит от главного христианского праздника – Пасхи. И все масленичные обряды, которые фиксируются этнографами, связаны со значением этой недели как подготовительной недели к посту.
Традиционная Масленица очень многообразна: это театр Петрушки и катание с горы, масленичный столб и кулачные состязания, взятие снежной крепости и то, что было повсеместным, – величание молодоженов. А вот блины или сжигание масленичного чучела встречались далеко не везде.
Главное, что было у традиционной культуры, – это взаимное участие, когда нет деления на зрителей и исполнителей. Вот этого не хватает тем формам, которые возрождаются сегодня
Однако в Сибири масленица имела некоторые значимые отличия. Во-первых, это само название: не Масленица, а Масленка (ударение на первом слоге).
К четвергу парни запрягали коней, чтобы катать девушек, а мужчины – жен по деревне. Также катались с гор. Обычно утром катались дети, а вечером приходила молодежь. В конце недели в крупных селах, например, в Колывани, Сузуне – строили снежный город. В Прощеное воскресение желающие разбивались на две команды – защитники и нападающие – и разыгрывали взятие крепости. Перед этим проходили народные представления с воеводой, городничим.
Запрещено было не отмечать Масленку, нельзя было ходить с постным, грустным лицом. Поскольку начинался новый календарный период, считалось, что человек, который не отмечал, не гулял в праздник, мог навредить всем остальным членам общества. Во-вторых, женщинам категорически запрещалось прясть. Все женские работы со льном относились к разряду грязных, поэтому в праздники прялки даже выносили из избы – от греха подальше. В-третьих, был запрет на мясо. Масленица – сырная, мясопустная неделя.
Масленица часто ассоциируется с блинами. Однако они были не самым главным блюдом на праздник. Готовили так же шаньги (пышки), заварные калачи, стружни, пироги картофельные, морковные, с луком и яйцом. Блины в основном были пресные на молоке (крахмальные, гороховые и т.д.), кислые блины пекли украинцы. Начинали печь с воскресенья и продолжали всю неделю.
Чучело масленицы сжигали далеко не везде, только в некоторых сибирских селах и в Тверской области России делали из соломы чучело и обряжали как женщину или мужчину. Зато костры жгли везде, в каждом дворе. Могли прыгать на конях через них.
ЦДО «Алые паруса» был реконструирован масленичный обряд. 23 февраля в в Нарымском сквере можно было встретить и Масленку с Воеводой. Помериться молодецкой силой да прокатиться на лошадях.
Помогали в проведении Институт культуры и молодежной политики НГПУ, конный клуб «Серебряная подкова» и радио «Юмор ФМ». Добры молодцы померились силушкой богатырской, красны девицы примерили наряд традиционный, а малы детушки поиграли. Все, кто принял участие в забавах масленичных, бесплатно на лошадке прокатился да блинами угостился!
А с понедельника начался Великий пост… «Подошел великий пост, оторвал масленке хвост».
Материал подготовила заведующая структурным подразделением «Художественное» ЦДО «Алые паруса» Афанасьева Ю.Ю.
Добавить комментарий