Городской семинар «Социокультурное развитие детей дошкольного возраста»
20 ноября в МКОУ Прогимназия «Зимородок» состоялся городской семинар «Социокультурное развитие детей дошкольного возраста». В семинаре, организованном Городским центром развития образования, приняли участие заведующие, старшие воспитатели, воспитатели ДОО, методисты МКУДПО «ГЦРО», преподаватели НГПУ. Модератор мероприятия – Дуренкова Светлана Валентиновна, методист ТГМ Дзержинского района МКУДПО «ГЦРО». В начале семинара программу работы представила Сотникова Татьяна Анатольевна, директор МКОУ Прогимназия «Зимородок». С приветственным словом к участникам семинара обратилась Сысоева Ирина Михайловна, начальник отдела образования администрации Дзержинского района. Одной из важнейших задач дошкольного образования согласно Федеральному государственному образовательному стандарту выступает задача приобщения детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества, государства. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для социокультурного развития, перед детьми открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих взаимоотношений.
Термин «социокультурное развитие», по мнению Большуновой Натальи Яковлевны, доктора психологических наук, профессора НГПУ, научного руководителя МКОУ Прогимназия «Зимородок», означает процесс формирования у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, правде и лжи, времени и пространстве, дружбе и т. д. В ходе социокультурного развития происходит усвоение социального опыта, социальных норм, опыта взаимодействия с другими людьми.
Социологи, психологи отмечают рост таких явлений как аномия, агрессивность, манипулятивность. Способность к прощению все более востребована в современном мире, поскольку отзываясь на требования времени, человек выбирает успешность, самодостаточность, что не оставляет места для чувствительности, рефлексивности, эмпатийности.
Опыт работы по программе Н.Я. Большуновой «Развитие способности к прощению у дошкольников» представили Горьковская Зинаида Петровна, кандидат исторических наук, доцент НГПУ, научный руководитель МКОУ Прогимназия «Зимородок»; Вайнбендер Евгения Александровна, педагог-психолог; Фомина Галина Николаевна, Лукина Вера Николаевна, воспитатели МКОУ Прогимназия «Зимородок». В старшем дошкольном возрасте развитие социокультурных ценностей может осуществляться с помощью следующих форм и методов работы: викторины, тематические беседы, проблемные ситуации, игровые упражнения, игры, театрализованная деятельность, изучение традиций и обычаев народа, проектная деятельность и т. д. Особое внимание автор программы уделяет роли сказки в формировании представлений о социокультурных ценностях у дошкольников. О системе реализации методики развития и диагностики ценности прощения в МКОУ Прогимназия «Зимородок» рассказали воспитатели Трегубова Ольга Борисовна, Базарова Татьяна Мансуровна, Антоньева Людмила Геннадьевна.
Современный этап развития дошкольной педагогики и психологии характеризуется разнообразием и вариативностью программного обеспечения образовательного процесса. Большинство образовательных программ для дошкольников содержат разделы, посвященные социальному развитию ребенка. Выступление Гладковой Натальи Викторовны, заведующей МКДОУ д/с № 505 Кировского района, было посвящено социокультурному воспитанию и коррекции неконструктивного поведения дошкольников.
Одним из наиболее эффективных методов формирования социокультурных норм является проектная деятельность. Метод проектов представляет собой способ самостоятельности, самоорганизации и ответственности, это живой опыт коллективной творческой деятельности, через который проходит каждый педагог, родитель и ребенок. Акимкина Екатерина Владимировна, воспитатель МКДОУ д/с № 11 Первомайского района, поделилась опытом формирования умений и навыков межличностного общения ребенка со сверстниками средствами проектной деятельности.
Социокультурное развитие детей дошкольного возраста через приобщение к семейным ценностям стало темой выступления Наумовой Светланы Валерьевны, музыкального руководителя и Безверхих Людмилы Николаевны, воспитателя МКДОУ д/с № 331 Ленинского района. Технологии социально-нравственного воспитания в условиях современного ДОУ представила Белова Наталья Владимировна, воспитатель МКДОУ д/с № 77 Калининского района. Развитие представлений о социокультурных ценностях является важной составляющей процесса социокультурного развития в дошкольном возрасте. Он включает в себя ряд этапов, обеспечивающих последовательное усвоение социокультурных ценностей.
Процесс социокультурного развития и формирования социокультурных ценностей в детском саду, согласно ФГОС ДО, направлен на формирование самостоятельной и зрелой личности, развитие и совершенствование всех сфер ребенка. Достижение этих целей предполагается через создание условий для саморазвития, развития творческого потенциала, развитие коммуникативных способностей, формирование активной жизненной позиции, реализацию принципов гуманизма и личностно-ориентированного воспитания.
Добавить комментарий