Профильная смена МБОУ СОШ № 92 «Территория компетенций»
Трудно переоценить влияние ярких многоаспектных событий на развитие личности школьников. Именно таким событием стал 5-дневный совместный образовательный выезд 100 учеников 6-7 классов школы № 92 в ДСОЛ КД «Тимуровец». С 29 сентября по 3 октября здесь прошла профильная смена МБОУ СОШ № 92 «Территория компетенций».
Цель работы на указанный период заключалась в создании благоприятных психолого-педагогических условий для развития социальной активности детей и развития актуальных компетенций через включение в событийно наполненную среду.
Достижение цели обеспечивалось посредством решения взаимосвязанных познавательных и развивающих задач:
- Содействовать формированию активной жизненной позиции участников.
- Способствовать уверенному овладению актуальными компетенциями: коммуникация, лидерство, эмоциональный интеллект, креативность, тайм-менеджмент.
- Обеспечивать практики применения новых компетенций в повседневной деятельности детей.
- Продолжить формирование активов классов с их последующим включением в деятельность школьного актива старшеклассников «Морские волки».
- Воспитывать инициативность, самостоятельность, ответственность в процессе взаимодействия, организованного в различных формах.
Наладить эффективную межличностную коммуникацию обучающимся помогали педагогические работники, выступавшие в период смены в качестве воспитателей, а также старшеклассники из числа участников школьного актива «Морские волки».
По замыслу разработчиков смены, дети и взрослые совместно исследовали «Территорию компетенций». Поскольку транслировать компетентностный подход школьникам 13-14 лет напрямую нецелесообразно в силу их слабого владения тематикой, была введена игровая терминология.
Развивать компетенции предполагалось в контексте игрового поля «Ярмарка возможностей», каждый день которой раскрывал одну из компетенций: коммуникация, эмоциональный интеллект. Прототипом игровой ярмарки выступили разнообразные события, проводимые в Новосибирском Экспоцентре и подобных ему пространствах: «Учебная Сибирь», «Технопром», форум старшеклассников «Настоящее Будущее» и т.п.
Некоторые из предполагаемых участников смены посещали подобные события в качестве зрителей. Смена предоставила им возможность попробовать себя в качестве соавторов пространства, активных деятелей, презентующих и наращивающих свои лучшие качества и умения.
По аналогии с приведёнными примерами, в холлах разместились лаборатории и мастерские, спальные комнаты на время смены превратились в выставочные площадки, коридоры – open-space, меняющие своё назначение в течение дня по необходимости.
Помимо особого пространства ярмарка предполагала характерные процессы функционирования, принципы взаимоотношений.
В этой связи планы каждого дня содержали события с разной степенью активности: на утренних программах-стартах дети погружались в тематику дня (преимущественные роли – зрители, участники), на мастер-классах в середине дня происходила активизация индивидуальности детей (роль – активные осознанные участники), в период взаимодействия с представителями других отрядов велась отработка компетенций (роли – инициаторы, модераторы), в ходе вечерней продуктивной деятельности достигался максимум самостоятельности и инициативы (роли – инициаторы, лидеры).
Наиболее выделились некоторые события в каждой из категорий. Например, во время одного из стартов дня дети создали рукотворную «красную ковровую дорожку», по которой позже торжественно прошли лидеры отрядов. В ходе мастер-классов особой популярностью пользовался формат «Научу за 5 минут!», где ребята делились друг с другом тем, что каждый умеет. А продуктивная деятельность запомнилась «Битвой красок», где необходимо было нарисовать картину идеального школьного дня, используя любые подручные средства, вплоть до пестрой одежды, в которой участники пришли в зал.
Кроме этого на период смены, как и положено на ярмарке, вводилась экономическая модель. Её функционирование осуществляется на основе игровой валюты – «шанс». Взаимодействовать с ней можно было несколькими способами:
- зарабатывать (проявляя персональную активность в делах смены: в ходе отдельных событий, тематических заданий дня, благодаря совершению инициативных действий);
- получать кредит (с утра брать «шансы» на дневные расходы под обязательство выполнить определённый вид полезной деятельности);
- тратить (покупать «входные билеты» – на события с ограниченным количеством участников; пользоваться «обменными билетами» – на право поучаствовать в событии не со своим отрядом или автономно; приобретать лоты итогового аукциона);
- совершать вклады (потратить индивидуальные или коллективные накопления на участие в определённых школьных событиях, которые логически продолжат идеи смены и состоятся в течение месяца после её завершения).
Ежедневно осуществлял работу банк «Потенциал92». В условленное время по утрам и вечерам в нём можно было совершать необходимые финансовые операции, получая, тратя или вкладывая «шансы».
Закрытие смены было проведено в формате итогового аукциона. Все педагоги и их помощники-старшеклассники подготовили разнообразные лоты трёх видов. Первые – сертификаты – можно было купить с помощью накопленных «шансов» (например, дуэт с отлично поющей старшеклассницей, помощь в освоении сложного предмета и т.п.). Вторые – билеты – обменивались на нереализованные входные и обменные билеты смены (например, приглашение на какао-пати к психологу школы). Третьи – ТОП-лоты – уникальные предложения, за которые нужно было поторговаться (например, 1 день без школьной формы, возможность стать ведущим общешкольного события, «адвокатская» поддержка в лице социального педагога).
По итогам смены были выявлены новые таланты, сформулированы идеи по развитию школьного сообщества, а 10 лидеров отрядов приглашены в состав школьного актива старшеклассников «Морские волки» для продолжения совместной деятельности.
Добавить комментарий