Анастасия Крупина: «С детьми надо разговаривать!»

11.06.2020

Анастасия Александровна Крупина, учитель-логопед детского сада № 59 – победительница четвертого Всероссийского конкурса им. Л. С. Выготского для педагогов дошкольного образования. 

Организатор конкурса – «Рыбаков Фонд», частная филантропическая организация. На сайте фонда конкурс представлен как «среда для обмена педагогическим опытом в сфере дошкольного образования, ориентированного на ребенка». Конкурс им. Л. С. Выготского – «с продолжением»: каждый из призеров получает возможность участвовать в одной из пяти образовательных программ «Рыбаков Фонда».

Анастасия Александровна представила на конкурс проект видеоблога «Студия С», который под ее руководством вели ребята из подготовительной группы детского сада:

– Проектом «Студия «С» нам хотелось показать, как использовать возможности цифрового общества для развития познавательного интереса у детей. Мы с ребятами снимаем видеоблоги о путешествиях. Идея родилась осенью. В сентябре дети вместе с воспитателями обсуждали прошедшее лето. И воспитатели отметили, что ребята так радостно рассказывали про другие страны и города, где они побывали, что их с интересом слушали даже те дети, кто летом никуда не выезжал. Когда я об этом узнала, то предложила ребятам: «Давайте снимать видеоблог!»

– Видеоблог о той стране, где они побывали? Или о которой им рассказали?

– Работа происходит так. В понедельник дети приходят в группу – и видят, какая страна отмечена на карте. Значит они с воспитателем начинают свое «виртуальное путешествие» по ее территории. Как только ребята «приезжают» в новую страну, они изучают приветствие, слова благодарности и вежливости. Эти важные слова вывешены на доске, если забыл – можно подсмотреть. В течение недели воспитатель проводит с ребятами мероприятия, которые могли бы происходить в этой стране. А потом дети выбирают о чем они хотят сообщить в своем видео.

– Например?

– Например, когда мы «путешествовали» по Бразилии, у нас состоялся музыкальный фестиваль. И ребята захотели рассказать, как они выступали, на чем играли. Франция, конечно, вдохновила девочек на видео о показе мод, они с упоением рассказывали, чей наряд понравился и почему. Мальчик после «путешествия по Финляндии» захотел показать мастер-класс как слепить животных с Севера и так далее. Родители тоже могли участвовать и обогатить опыт ребенка своими воспоминаниями и советами: в этой стране мы были с твоим папой в нашем первом совместном отпуске, давай я покажу фотографии. А про ту страну есть отличный мультик, можем посмотреть.

– Понятно, что дает изучение страны. А блогинг зачем?

– К сожалению, в блогах сегодня много, на мой взгляд, бессмысленного контента, который никакой ценности для зрителя не представляет. Мы с ребятами хотели сделать блог интересный и полезный, чтобы можно было из него не только узнать новое, но и благодаря рубрике «мастер-класс» сделать что-то самим.

С помощью этого проекта я решала и свои задачи логопеда. Дети с нарушениями речи отрабатывали необходимые грамматические конструкции на материале темы, которую они хотели записать на видео. На съемках мы тренировали еще и спонтанную речь. В моем кабинете дети привыкли говорить старательно и красиво. Но вне детского сада они зачастую теряют этот навык, поскольку в обыденной жизни нет контроля ни с моей стороны, ни со стороны самого ребенка. А на съемках дети говорят на камеру – и это тоже контроль.

– Вы учили детей правилам блогинга?

– Мы эти правила сочинили. Договорились как вести блог, что можно говорить, чего нельзя, какие бывают ситуации, тем самым помогая ребятам развивать разные коммуникативные компетенции в зависимости от того, какова цель повествования, какую задачу ребенок хочет выполнить. Ведут блог обязательно вдвоем. Так дети учатся вступать в диалог и поддерживать его, построить речь исходя из высказывания товарища. У ребят есть верные друзья в их путешествии – рыжая панда Пунья и её сынок Пунька, с которыми мы познакомились в самом начале проекта. К сожалению, формат поменялся при переходе на дистанционное обучение. Ребята с родителями снимают только мини сообщения из дома. Но мы непременно завершим проект полностью, когда позволят условия. Кстати, родители отмечают, что ребята стали чаще обращаться к телефону как к источнику информации. Теперь они ищут в YouTube, что бы такого интересного разузнать о той стране, где они «побывали», и о чем можно рассказать в блоге. Это тоже было одной из задач проекта.

– Проект будет продолжаться?

– Мы начали проект с подготовительной группы. Но посмотрели с воспитателями, как он развивается, и решили, что в будущем году начнем его со старшей группой и продолжим два года. Есть идея сделать выпуски регулярными и доступными для просмотра на YouTube.

– Как проходили съемки?

– Сначала мы снимали в группе, но там ребята отвлекались, приходилось делать много дублей, и мы переместились в музыкальный класс. Из оборудования в нашей «студии» – штатив и телефон. И еще я заказала дворнику сколотить деревянную раму, метр на полметра. Потом я ее раскрасила, оснастила вывеской и символом нашей студии – рыжей пандой. Договорились с ребятами, что выходить при съемке за пределы рамки нельзя, камера тебя не увидит. Все знали, когда режиссер (сначала только я, а потом и ребята стали пробовать) скажет: «Камера, мотор!», то один человек говорит, остальные внимают. Так мы осваивали распределение ролей при коммуникации.

– Слушаю вас и ваших коллег, тоже победивших в конкурсе им. Выготского, – все говорят о том, что детей надо учить общаться, учить разговаривать. Почему столько внимания речи?

– Потому что приходит много детей, которые не могут связно построить высказывание, у них очень бедный словарь, он ограничен обиходно-бытовым уровнем. К сожалению, если с этим не справляться в дошкольный период, то потом в школе они переносят все нарушения устной речи на письменную. Во многом дисграфия и дислексия (нарушения письма и чтения) происходит из трудностей в формулировании своего устного сообщения. Перед тем, как записывать видео, я спрашивала ребенка, о чем ты хочешь сказать? Подумай, выдели конкретную мысль, не прыгай с одной темы на другую Мы составляли схему сообщения, у нас есть для этого специальная доска. Мы прикрепляли туда рисунки, опорные слова, по которым рассказывать, то есть своего род план.

– У вас есть объяснение – почему мы потихоньку утрачиваем свое эволюционное преимущество? Почему сложности с речью у детей?

– Информационный бум. С таким объемом информации общество не может справиться. Дети плохо говорят, но они гиперактивны, им не хватает движения, не хватает сенсорных ощущений, тактильных ощущений. Никто сейчас не разрешит ребенку полазить по дереву, поваляться в грязи, а он через обилие тактильных контактов исследует мир, развивает мозг. Иногда на занятиях начинаешь с ребенком ползать. Родители гордо говорят – ну наш не ползал, он сразу пошел. А это упущение, его нужно восполнить.

И начинаешь раскидываешь игрушки, шишки, листья, а потом ползать, прыгать, осязать, формируем таким образом сенсорные эталоны. «Оречевляя» эти эталоны, дети осваивают правила родного языка

– Как сформировать богатый словарный запас у ребенка? Книжки читать?

– Самая большая проблема современных родителей в том, что они не говорят со своими детьми. Объясняют, что еще маленький, не поймет, зачем с ним об этом говорить. Это неправильно. Я наблюдала, как родители – мастера своего дела, обсуждали с детьми то, что было им обоим интересно. Я попросила одну девочку разузнать у мамы-повара о ее профессии. И за одну неделю словарный запас девочки по теме кулинария (а это и овощи, и фрукты, и посуда, и способы приготовления) заметно расширился. И глагольный словарь вырос, потому что мама с дочкой вместе готовили. Книги – тоже способ разговора. Сначала мы говорим с автором книги, с его персонажами, а после этого с теми, кому хотим рассказать про книгу.

– А сами дети страдают от речевых проблем? Или это взрослые решили, что надо корректировать?

– Как всегда, когда работаешь с людьми – все индивидуально. Но если у детей речь начинает исправляться, это замечают все окружающие, их успехи декларируются, детям приятно, и они осознают, что за своей речью надо следить. Ребята даже начинают друг за другом присматривать, замечать, когда кто-то неправильно сказал, советуют, как без ошибок произнести. Главное, чтобы не появилась логофобия, когда дети начинают стесняться разговаривать, особенно это характерно для тех, кто заикается. Но тут дело профессионалов не допустить такого состояния или скорректировать его. Я это все хорошо знаю. Я сама была логопатом, получала логопедическую помощь.

– И потому выбрали такую профессию?

– Когда встал вопрос, куда бы мне пойти после 11 класса, я выбрала факультет естественных наук НГУ. Думала идти к возвышенной цели, мечтала о будущем генетика. Отучилась год и поняла, что я не человек науки, я хочу работать с людьми. Вот тут я вспомнила, что сама была логопатом, обожающим занятия с логопедом. Кроме того, в семье я не единственный специалист этого профиля – моя тётя также моя старшая коллега. Подала документы в НГПУ, прошла в числе лучших и 4 года бакалавриата, а потом 2 магистратуры пролетели быстро. Я не сомневалась ни секунды, что буду работать по специальности. Выбрала дошкольников, потому что мне нравится подход к организации жизни в детском саду – все важное дается через игру, приключение. Я остановилась надолго и не собираюсь уходить.

Елена Климова

Добавить комментарий

Target Image