Наталья Николаевна Копаева: «Учитель – это образ жизни»
14 ноября состоится торжественная встреча с молодыми специалистами, прибывшими в муниципальные образовательные учреждения Новосибирска в августе-сентябре 2013 года. Накануне этой встречи корреспондент газеты НГПУ «Весь университет» пообщался с начальником Главного управления образования мэрии города Новосибирска, выпускницей Института искусств (ИИ) НГПУ Натальей Николаевной Копаевой, и узнал о возможностях, которые открываются перед молодыми педагогами, и особенностях самореализации в этой некарьерной на первый взгляд профессии.
– Начался новый учебный год, для многих выпускников НГПУ это первый год работы в школе. Наталья Николаевна, что бы вы пожелали им в начале профессионального пути?
– Прежде всего желания работать в нашей профессии. Они сделали выбор – и выбор прекрасный. Я как человек, который уже 30 лет отработал в системе образования, могу с уверенностью сказать: профессия замечательная, очень добрая и важная. Кроме того, молодым специалистам хочется пожелать, чтобы их принял коллектив и дети, по достоинству оценили родители. Это очень важно, чтобы закрепиться в нашей учительской профессии и добиться успеха в ней.
– Преподаватели каких предметов сейчас наиболее востребованы в Новосибирске?
– Ежегодно в школы города приходит около 200 молодых специалистов. Самыми востребованными по-прежнему остаются учителя иностранного языка, начальных классов, физической культуры, физики и математики. По этим специальностям мы направляем абитуриентов в НГПУ для обучения на контрактной основе: учеба оплачивается из бюджета отрасли, а после окончания вуза молодой специалист обязан три года отработать в образовательном учреждении, за которым он закреплен. В прошлом году мы направили в педуниверситет 40 человек, в этом году – 20. Система закрепления работает достаточно эффективно, мы уже несколько лет ведем мониторинг, нам удалось выяснить, что около 80% выпускников-контрактников остаются работать в системе образования и по окончании трех лет.
– Существуют ли в городе какие-либо меры поддержки молодых специалистов?
– Конечно, у нас разработана серьезная система мер. Год назад мэром города Новосибирска Владимиром Филипповичем Городецким было подписано постановление о частичной оплате стоимости найма жилья. Оно предполагает возмещение работникам бюджетной сферы, снимающим жилье, пяти тысяч рублей, для учителей по дефицитным предметам эта сумма увеличена до 10 тысяч рублей. Это достаточно хорошая поддержка для молодого специалиста. Кроме того, на базе городского центра образования «Магистр» работает профилакторий, где работники образования могут пройти курс лечения. Важной мерой является конкурс «Бюджетный образовательный сертификат», участники которого представляют свои творческие проекты, жюри выбирает лучшие, и победителям вручаются сертификаты на 25 тысяч рублей на повышение квалификации. Потратить эти средства можно как на курсы в нашем городе, так и в других городах страны, а также за границей.
– Какую роль, по-вашему, играет НГПУ в формировании и развитии системы образования города Новосибирска?
– НГПУ – это мой родной университет, я окончила его в 1981 году, когда он еще имел статус института. Надеюсь, что в судьбе всех учителей он имеет такое же значение, как в моей! Я считаю, что наш вуз дает очень хорошие и прочные знания, формирует тебя как личность и, что особенно важно, ориентирует на будущую профессию.
Летом я была на вручении дипломов выпускникам Института детства НГПУ, очень приятно было видеть такое количество молодых специалистов, которые действительно хотят работать педагогами! Наш университет играет первостепенную роль в становлении учителя, дает все необходимое, чтобы начать работать в школе и стать со временем настоящим профессионалом. К тому же я считаю, что особенность профессии учителя в том, что на ее базе можно освоить любое другое дело, связанное с социальной сферой, поэтому я советую выпускникам школ поступать именно в педагогический вуз, это даст хорошие гарантии на будущее. И кстати, я уверена, что отношение общества к профессии учителя должны формировать мы сами: относиться к ней по-дилетантски нельзя, на собственном примере нужно показывать важность и значимость этой работы – только так статус профессии будет расти.
– Вы окончили художественно-графический факультет (так прежде назывался Институт искусств НГПУ – прим. авт.) нашего вуза, удается ли вам сейчас найти время для творчества?
– Сейчас, к сожалению, возможности заниматься изобразительным искусством, нет. Но мне всегда нравилась это профессия, нисколько не жалею, что в свое время сделала именно такой выбор. И хотя сама я уже не рисую, я испытываю огромное удовольствие от посещения картинных галерей, концертов, мне нравится просто рассматривать пейзажи, которые еще никем не написаны, и видеть в них художественную ценность – это эстетическое начало помогает мне справляться с жизненными трудностями. Со студенческими годами связаны очень теплые воспоминания, мы, студенты худграфа, учились в атмосфере творчества и, если честно, считали себя особенными, непохожими на остальных. Мы допоздна задерживались в вузе, что-то рисовали, оформляли кабинеты к праздникам, летом выезжали на пленэры или на вожатскую практику… Я люблю свой факультет, который сейчас вырос в целый институт, жаль, что не получается приезжать туда так часто, как хотелось бы. В последний раз я была там примерно год назад, увидела, как институт развивается, и, что особенно приятно, сохраняет свои традиции и творческую атмосферу.
– Каким, на ваш взгляд, должен быть учитель?
– В первую очередь компетентным. И это не только хорошая теоретическая база, но и владение информационно-коммуникационными технологиями. Современный учитель действительно должен уметь использовать различные технические возможности на равных с детьми. К сожалению, пока в школах наблюдается дисбаланс: ученики лучше учителей владеют компьютером. Стоит отметить, что мы стараемся исправить эту ситуацию, немало усилий к этому прилагает НГПУ, который совершенствует свою ресурсную базу, чтобы готовить высококвалифицированных специалистов. А кроме того, учитель, на мой взгляд, должен быть добрым. Знаете, мы проводили множество опросов и исследований – дети на первый план выдвигают именно это качество.
– Мне кажется, детям сложно быть объективными в этом вопросе, не все во время учебы в школе понимают необходимость глубокого изучения предмета, и «недобрым» могут считать просто очень требовательного учителя.
– Именно поэтому я и ставлю компетентность и отношение к ученикам на равные позиции. Конечно, требовательность тоже важна, но если уж на то пошло, учитель должен быть требовательным не только к детям, но и к себе. Он не должен формально относиться к своему предмету, работа педагога требует постоянного самосовершенствования, самооорганизации и в какой-то степени самопожертвования. Учительскую деятельность нельзя нормировать 17-ю или даже 36-ю часами в неделю, настоящий учитель в своей профессии просто растворяется. Работа для него – это постоянное ожидание встречи с учениками, поиск новых подходов к преподаванию или к ребенку, стремление сделать свой урок еще лучше. Скажем так, учитель – это не профессия, а образ жизни. Кстати, в моей практике был такой момент: когда вводилась система аттестации учителей, я работала завучем, и мне нередко приходилось отвечать на вопросы учеников «А почему у нашего учителя первая категория, а не высшая?». Я этот пример привожу, потому что многие педагоги не хотят работать над собой, считая, что никому это не нужно. Неправда, это нужно детям, они очень гордятся, когда у их учителя есть звания, когда он участвует в конкурсах и получает награды.
– Есть мнение, что учитель – некарьерная профессия. Но получается, что рост все равно есть, если не по служебной лестнице, то личностный точно?
– Именно. Понимаете, наша карьера – это признание. Стать профессионалом своего дела, к которому с радостью приходят ученики и выпускники, которому хотят отдать на обучение своих детей, – вот, на мой взгляд, то, к чему стоит стремиться. Быть учителем высокого уровня – это здорово!
– Тем не менее вы являетесь живым опровержением того, что в профессии учителя возможен только личностный рост. Вы прошли путь от школьного учителя до начальника главного управления образования мэрии. Как вы считаете, в чем ваш секрет успеха?
– Честно говоря, я, когда начинала работать в школе, вообще не думала о том, что когда-то стану руководителем, а тем более руководителем отрасли. Конечно, лидерские качества у меня были всегда: я состояла в активе школы, после была секретарем комсомольской организации художественно-графического факультета. Не скажу, что я стремилась к карьерному росту – для меня важнее было стать высококлассным педагогом.
Но так сложилось, что мои способности не остались незамеченными, и я перешла на управленческую работу. Быть руководителем далеко не просто, это требует высокой внутренней организации, готовности к ненормированному графику, умения общаться с разными людьми – директорами школ, учителями, спортивными тренерами, воспитателями дошкольных учреждений… Нужно продумать развитие каждого образовательного учреждения, решить кадровые и финансовые вопросы и многое другое. Например, сейчас мы активно развиваем сеть дошкольного образования, за три последних года было построено 26 детских садов, открываются новые школы – их работу нужно спланировать и организовать заранее. Уже третий год мы обеспечиваем внедрение федеральных государственных стандартов нового поколения, с 1 сентября 2013 года в силу вступил новый федеральный закон «Об образовании», в соответствии с которым необходимо, например, обеспечить всех учеников бесплатными учебниками… Секрет успеха? Думаю, он в том, чтобы быть готовой к переменам и принятию важных решений.
Добавить комментарий