Новосибирск – город-вестерн?

26.05.2014

Вышла в свет первая книга цикла «Новосибирск. Пять исчезнувших городов».

Она называется «Город-вестерн». Авторы задуманного проекта – Игорь Маранин и Константин Осеев. Игоря Маранина новосибирцы знают хорошо, его книга «Мифосибирск» стала уже бестселлером. Новое издание появится на прилавках книжного магазина «Плиний старший» в конце июня. Пока же авторы на презентации новой книги, состоявшейся в библиотеке СО РАН, чуть приоткрыли завесу и рассказали о своем видении истории Новосибирска.

Согласно авторской концепции, история Новосибирска – это история не одного города, а пяти городов, которые следовали один за другим, умирая и рождаясь вновь. Речь об этом идет как раз в первой главе новой книги. Отсчет начинается с Нулевого города (конец XVII-1893 г.), за ним следует город Первый или Вольный, он же город-вестерн (1893-1921 гг.). Далее – Второй (Столичный) город (1921-1941 гг.). Следующим по счету идет Третий (Промышленный) город (1941-1957 гг.). Четвертый город – это Научный город (1959-1991 гг.). И Пятый – Торговый город (1991-…). Дата смерти Торгового города для авторов пока не ясна. Вначале они хотели «похоронить»  его в этом году, связав смерть с закрытием барахолки, но так как закрытие этого крупнейшего оптового рынка откладывается на неопределенный срок, то и мы пока еще поживем в пятом городе. А вот что будет дальше – вопрос открытый. Возможно, мы будем свидетелями рождения нового – Шестого города, под названием Информационный центр.

Далее, следуя оглавлению новой книги, авторы подробно рассказывают историю Нулевого города. Здесь представлены сведения о природных условиях (геология, климат, реки, озера и т.д.), характерные черты, статистика.

В третьей главе речь идет о Вольном городе, начиная от его рождения («Родовые травмы города») и до его гибели («Гибель Первого города»).

В конце книги, согласно жанру, есть некролог, раз Вольный город приказал долго жить.

На презентации книги авторы сделали сенсационное заявление, что современный Новосибирск на 48,5% – город и на 51,5% – деревня. В первой книге пятитомного издания они попытались найти ответы на вопросы, которые уже давно мучают исследователей нашего города: Почему Новосибирск так быстро растет? Каковы факторы этого роста? Почему один город умирает, а другой рождается? Чтобы ответить на эти вопросы, Игорь Маранин и Константин Осеев обратились к трудам американских исследователей по теории городов.

В чем особенность этой книги? Казалось бы, мы уже все знаем про родной город, по его истории написано много книг. Авторы уверяют, что у них новая авторская концепция истории города и новая периодизация.

Игорь Маранин отметил, что книга многослойна. Возможно, кого-то заинтересует только определенный слой, а кого-то все. В ней очень много отступлений. Например, рассказывается история местных Ромео и Джульетты, почерпнутая авторами книги из газеты «Томские губернские новости». Некий господин Козлякин, выходец из Колывани, чтобы не попасть в руки правосудия, повесился вместе со своей возлюбленной (женой некоего гражданина Бурцева).

Или, кому-то покажется интересной история о крушении поезда в 1896 году недалеко от нашего города.

В первом томе цикла «Новосибирск. Пять исчезнувших городов» много внимания уделяется людям, жителям Новониколаевска. Интересно узнать о судьбе фотографа Рудольфа Самуиловича Шалля, вернее, о том, что мечты сбываются. Рудольф Самуилович Шалль был членом управы Новониколаевской городской думы в 1911-1915 гг., был гласным думы. В мае 1917 года он был избран товарищем (заместителем) директора Новониколаевского банка, а в 1919 году – старшиной городского коммерческого клуба. Летом 1919 года Рудольф Самуилович Шалль проходил кандидатом по списку № 1 «Деловой и внепартийный», и был избран в новый состав гласных городской думы. А в декабре 1919 года, незадолго до прихода Красной Армии в Новониколаевск, был назначен городским головой. Последняя дума просуществовала всего один месяц, столько занимал свой пост городской голова Шалль. И, все-таки, его мечта исполнилась. После гражданской войны, в 1920-1924 гг., работал в Новониколаевске фотографом.

В сюжет книги вплетена история отдельных мест, например, деревень, вошедших в состав Новосибирска. В книге они называются жертвы Первого, Второго, Третьего… города. Рассказывается о судьбе новосибирских Нахаловок и замечательных людях, которых они подарили городу и стране. Многие читатели, наверняка, захотят совершить путешествие по Николаевскому проспекту или Михайловской улице.

Книга хорошо иллюстрирована малоизвестными фотографиями из книг, газет, частных коллекций.

Что же послужило источниками для написания книги? На каких же материалах основывались авторы? С самого начала они отвергли документальные источники, как не отражающие истинную, настоящую жизнь города. В основе книги – статьи из газет, журналов, стихи, отрывки из художественных произведений. Например, читатели смогут познакомиться с «ужастиком» – рассказом Д. Скворцова «Через город», опубликованным в 1912 году в журнале «Сибирские вопросы». Вот тут то мы и познакомимся с Новониколаевском-вестерном с его грабежами и убийствами.

Маранин и Осеев для собирания материала книги предприняли и собственные экспедиции в окрестностях Новосибирска. Так, они обнаружили могилы строителей Комсомольского моста, развалины непонятного каменного сооружения недалеко от карьера на Горском жилмассиве и многие другие объекты.

Во время презентации постоянно напрашивался вопрос: «Почему книга, все-таки, называется «Город-вестерн»? До этого так никто не величал наш родной Новосибирск. На что Игорь Маранин ответил:

– Новосибирск еще называют, наоборот, город-остен, в смысле, что он не на западе, а на востоке. Городом-вестерном мы назвали его потому, что дикий Восток осваивали так же, как дикий Запад. Поселок Новониколаевский возник самостийно, незаконно. Сюда приехали люди и заселились, как заселялись на диком Западе.  И нравы были там совершенно такие же, какие показаны в любом фильме-вестерне. Не только в смысле грабежей и пьянства, но и продажности шерифов (городских полицейских), атмосферы полного контроля полиции над всей преступной сетью и связи между ними. В первое десятилетие, до того, как поселок стал городом, у нас и власти то не было. Вначале не было власти вообще, а потом нами правили полицейские. Первого старосту Титлянова, которого избрал народ, Томск не утвердил.

Только после1909-1910 годов город стал меняться и стал уже не вестерном, а городом купеческим. Этому способствовал и ряд событий: большой пожар, арест полицмейстера Висмана и всей его шайки, вложение денег, строительство школ. А потом случилась Гражданская война, и все вернулось на круги своя.

Первый том цикла охватывает период до 1921 года. Сейчас авторы работаю уже над второй книгой. Всего же должно появиться пять томов.

Добавить комментарий

Target Image