Давайте дружить
В рамках проекта «Медиаобразование в школе» теме «Дружба» посвящено самое большое количество сценариев медиауроков. Какой смысл мы вкладываем в это слово? Важно ли человеку иметь друзей? А каков я в дружбе? Какова степень ответственности каждого из друзей? На эти и многие другие вопросы попытались ответить школьники на медиазанятиях, которые проводятся в ряде школ города.
«Мой класс – мои друзья» – так была обозначена тема для обсуждения в 4 классе школы № 37 Железнодорожного района. Медиаурок проводила воспитатель Светлана Геннадьевна Легостаева.
Перед педагогом стояла задача обсудить с ребятами вопросы взаимоотношения в классе – умения услышать одноклассника, понять его, суметь дружественно договариваться, прийти вовремя на помощь.
Просмотр мультфильма «Дружба» помог настроиться на обсуждение этой важной темы. С дружбой приходится сталкиваться в жизни каждому человеку. Когда у человека есть настоящие друзья, ему легче справиться с трудностями, пережить беду, а если радоваться, то вместе, и быть просто счастливыми.
Вместе с педагогом ребята работали над понятиями «друг», «дружба», «верный», «заботливый», «отзывчивый».
«А хорошо ли я знаю своего друга?» Так называлась игра, в которой каждый должен был ответить на вопросы одноклассников «Когда у твоего друга День Рождения?», «Какое любимое занятие у твоего друга?», «Как зовут маму твоего друга?», «Какое любимое лакомство твоего друга?»…
В высказываниях детей звучало «мы разные, но мы вместе», «не так уж сложно уступить», «какие интересные сверстники окружают меня».
В конце занятия дружно выполнили задание «Пять добрых слов», написав на каждом пальчике «ладошки-заготовки» доброе слово, и решили «Наш класс – это одна дружная семья!»
«Бумеранг доброты или спешите делать добро» – на такую тему был проведен медиаурок с учащимися 1-4-го классов школы № 32 на площадке ДДТ «Октябрьский». Проводила его педагог дополнительного образования Елена Сергеевна Кожаро.
На этом занятии перед педагогом стояла задача поговорить о Добре. Что значит делать добро «просто так», не ожидая благодарности, не за «спасибо». Что нужно сделать, как изменить себя, чтобы делание добра стало потребностью?
Начали с вопроса «Часто ли мы делаем что-нибудь хорошее для окружающих безвозмездно? Не за «спасибо» или чтоб польстить своему самолюбию, дескать «вот какой я добрый», а абсолютно бескорыстно, даже никому, об этом не рассказывая потом?»
Просмотр ряда фильмов «Спешите делать добро», «Бумеранг доброты», «Просто так» настроил ребят на разговор об истинном и вечном – о Добре. Именно про бескорыстное добро, про то, как можно изменить мир, приложив немного усилий, рассуждали школьники на этом занятии.
Какой смысл мы вкладываем в понятия «добро», «добрый человек», «добрые дела», «бумеранг», «бескорыстие», «помощь ближнем»? Нитью через весь урок проходила мысль о принципе «бумеранга доброты» – все сделанное человеком к нему же и возвращается. Дети работали над осмыслением мудрых высказываний и пословиц о Добре, пели песни о Добре, рисовали стенгазеты. В ходе занятия ребята поняли, что даже простить человека за причиненное зло тоже доброе дело. – Добро порождает Добро! – Маленькое, но все же положительно заряженное; что, совершая добрые дела и поступки, можно тоже получить много положительных эмоций.
Елена Сергеевна отметила, что дети прониклись идей «Бумеранга доброты», задумались о своих поступках, и у них появилось желание творить добро. По окончании занятия было нарисовано Дерево добрых дел, и в течение недели оно росло, пополняясь добрыми делами. Хочется верить, что добрых людей и бескорыстных поступков в нашем мире станет больше!
«Давайте дружить» – так обозначила тему для разговора педагог-модератор школы № 89 Ленинского района Яна Руслановна Шипунова. И ребята 7 «А» класса дружно откликнулись на предложение.
Хотелось поговорить о нравственных качествах человека, об отношениях между людьми, о дружбе, умении дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Ребята с удовольствием обсуждали законы дружбы, составляли коллективный портрет друга, затем, познакомившись с «Притчей о дружбе и любви», запечатлели законы дружбы в «волшебном сердечке».
Разбирая ключевые слова темы занятия, обратились даже к словарю В. Даля с определением дружбы: «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место ученый ставил бескорыстие. Обсудили понятие «бескорыстной дружбы». Пришли к выводу, что бескорыстие делает отношения между друзьями благородными, искренними и чистыми!
Медиаурок имел еще и метапредметную направленность. Учащимся было предложено выполнить «клоуз-тест» (текст с пропусками). Ребята вначале знакомились с общим содержанием текста, затем заполняли пропуски теми словами, которые они считали необходимыми для восстановления содержания. Учащиеся правильно заполнили пропуски, что свидетельствует о точности понимания текста, и, главное, темы данного занятия.
Очень полезен разговор с ребятами о дружбе, он дает импульс к осмыслению себя и способствует формированию нравственных качеств – умению дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе, взаимно уважать друг друга.
По окончании ребята приняли Кодекс дружбы. Если хочешь быть хорошим и верным другом:
- Делись своими успехами, неудачами и новостями.
- Умей слушать.
- Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.
- Доверяй другу и будь уверенным в нем.
- Сохраняй тайны своего друга.
- Не критикуй друга публично.
- Не будь назойливым и не поучай.
- Не обсуждай друга в его отсутствие.
- Не ревнуй друга к другим его друзьям.
- Уважай внутренний мир и чувства своего друга.
- Возвращай долги.
- Радуйся успехам своего друга.
Такие встречи с тематическим обсуждением – это первые шаги социализирующих медиапрактик на основе использования фильмов и киносюжетов. В живых диалогах в связи с просмотром фильмов раскрываются смыслы и ценности культуры, формируется гражданская позиция, складывается представление о жизни, закладывается основа всех выборов и решений, развивается осознанность, происходит самоопределение и становление личности.
Хочется пожелать успехов педагогам-модераторам в новационном виде деятельности!
Материалы подготовила Федотко Татьяна Алексеевна,
руководитель городского медиаобразовательного проекта
Добавить комментарий