XVI съезд работников образования: Педагогический скетчинг для учителей начальных классов Новосибирской области

22.08.2016

22 августа 2016 года кафедрой начального образования НИПКиПРО (зав. кафедрой А.В. Молокова, д-р пед. наук) был организован и проведен педагогический скетчинг «Стратегические компетенции учителя начальных классов Новосибирской области». Технология проведения скетчинга для повышения квалификации учителей была разработана на кафедре начального образования НИПКиПРО и апробирована в рамках проведения XVI съезда работников образования Новосибирской области.

В уникальном интерактивном формате были реализованы пять скетчинг-проектов. Результатом события стало создание скетчингбуков, значимых для актуализации широкого спектра вариантов решения некоторых проблем в развитии начального образования. Среди них: обеспечение продуктивного взаимодействия семьи и школы; осуществление объективного оценивания результатов образовательно-воспитательного процесса и его организации; проектирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в соответствии с их потребностями; формирование и активизация деятельности разновозрастных детско-взрослых сообществ; становление экологической культуры младших школьников и др.

Скетчинг-проектами руководили:

Молокова Анна Викторовна, д-р пед. наук, зав. кафедрой начального образования НИПКиПРО;

Смолеусова Татьяна Викторовна, канд. пед. наук, профессор кафедры начального образования НИПКиПРО;

Погребняк Елена Викторовна, канд. пед. наук, доцент кафедры начального образования НИПКиПРО;

Лукашенко Наталья Сергеевна, методист кафедры начального образования НИПКиПРО;

Сахарова Марина Николаевна, учитель начальных классов, Гимназия № 12;

Османкина Галина Владимировна, учитель начальных классов Безменовской СОШ Черепановского района.

Подведение итогов работы над тематическими скетчинг-проектами, презентация скетчингбуков и интерактивная рефлексия показали, что участники педагогического скетчинга высоко оценили продуктивность профессионального взаимодействия, организованного в инновационной форме. В частности, было предложено использовать скетчинг в работе учителя начальных классов и других педагогов наряду с другими интерактивными формами обучения и воспитания, методической работы, взаимодействия с родителями обучающихся.

 

Предложения в резолюцию съезда участников педагогического скетчинга, организованного КНО НИПКиПРО

Участники педагогического скетчинга, состоявшегося в рамках проведения XVI съезда работников образования Новосибирской области, отмечают продуктивность профессионального взаимодействия, организованного в инновационной форме, и предлагают использовать скетчинг наряду с другими интерактивными формами обучения и воспитания, методической работы, взаимодействия с родителями обучающихся и социальными партнерами образовательных организаций. Обращаясь к педагогическому сообществу Новосибирской области, участники педагогического скетчинга считают необходимым отметить следующее:

– значимыми проблемами в развитии начального общего образования в регионе являются: обеспечение продуктивного взаимодействия семьи и школы; осуществление объективного оценивания результатов воспитательно-образовательного процесса и его организации; проектирование индивидуальных образовательных траекторий  обучающихся в соответствии с их потребностями; формирование и активизация деятельности разновозрастных детско-взрослых сообществ; становление экологического мышления и культуры участников образовательных отношений и др.;

– для обеспечения продуктивного взаимодействия семьи и школы предлагаем усилить методическую работу с учителями начальных классов в части овладения основами конфликтологии; понимания и выполнения нормативных требований, определяющих отношения в диаде «учитель – родители (законные представители) обучающихся»; актуализировать освоение и использование педагогами интерактивных форм взаимодействия с участниками образовательных отношений;

– для осуществления объективного оценивания результатов образовательно-воспитательного процесса и его организации актуализировать знания педагогами психологии оценивания; обеспечить активное участие в обсуждении, разработке и обязательном выполнении положений школьной системы оценки достижения планируемых результатов начального образования; мотивировать учителей к освоению и реализации инновационных форм и методов оценивания, к системному развитию контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся;

– в ходе проектирования индивидуальных образовательных траекторий  обучающихся, уделять особое внимание диагностике и учету особенностей их развития;  учитывать потребности детей (особенно имеющих ограниченные возможности здоровья и одаренных школьников); овладевать образовательными технологиями, позволяющими стимулировать развитие мышления школьников; обоснованно выбирать и самостоятельно разрабатывать учебные и практические задачи конвергентного и дивергентного типов для формирования интеллектуальных компетенций обучающихся;

– решая в педагогической практике задачи развития экологической культуры младших школьников, актуализировать и эффективно использовать все возможности целостного образовательного процесса (учебные занятия различных типов, внеурочную и внешкольную деятельность); привлекать к участию в экологическом воспитании школьников  социальных партнеров; активно использовать потенциал социальных проектов и проектных учебно-практических задач, коллективные способы обучения и воспитания, экологический туризм, широкий спектр социальных практик и сетевых экологических сообществ;

– в процессе создания и развития разновозрастных детско-взрослых сообществ ориентироваться на педагогическую цель – формирование и активизация коммуникативных компетенций обучающихся, развитие коммуникативной культуры участников образовательных отношений; в выборе конкретных опредмеченных целей опираться на широкий спектр общечеловеческих и базовых национальных ценностей и актуальные потребности обучающихся, связанные с их возрастными особенностями и социокультурными потребностями; широко использовать рекомендации отечественных и зарубежных педагогов и психологов, положения педагогики сотрудничества о конструктивном проектировании коллективного взаимодействия.

Добавить комментарий

Target Image