В Новосибирске прошел семинар «Общественное обсуждение и продвижение комплексного проекта модернизации образования»

27.08.2007


 25 – 26 августа в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования состоялся экспертно-аналитический семинар "Общественное обсуждение и продвижение комплексного проекта модернизации образования на территории Новосибирской области ". Организатор семинара – Институт образовательной политики "Эврика ", являющийся координатором данного направления приоритетного национального проекта "Образование ".

 В работе семинара приняли участие представители департамента образования Новосибирской области, специалисты Главного управления образования мэрии Новосибирска, руководители образовательных учреждений, сотрудники НИПКиПРО, представители общественных организаций и профсоюзов – всего более 300 человек.








 Открыл семинар руководитель департамента образования Новосибирской области Владимир Викторович Иванов с докладом "Комплексное развитие системы образования Новосибирской области ". В начале выступления Владимир Викторович отметил, что Новосибирская область уже приступила к реализации комплексного проекта модернизации образования (КПМО), и в настоящее время принимается программа по инновационному развитию образования Новосибирской области на период 2008-2012 гг. Среди принципов данной программы – внедрение единой информационной системы, автономность ОУ, обеспечение качества образования.

 В качестве основной проблемы при реализации КПМО Иванов назвал переход на нормативно-подушевое финансирование. По данному направлению областью взяты определенные обязательства: переход на гарантированное НПФ с января 2008, увеличение объема финансирования на 15%, рост заработной платы учителей ежегодно на 20%.

 Владимир Викторович отметил, что одним из важных рисков является социальная напряжённость в педагогической среде, вызванная недостаточной информированностью, освобождением ставок определённого числа педагогических работников, противодействием изменениям.


 Для минимизации рисков проект предполагает увеличение размера пособия при выходе на пенсию, масштабное обучение работников образования, переход на нормативно-подушевое финансирование через апробацию, демонстрация реальных результатов. А вопрос оценки качества образования предлагается решить путём введения института общественных экспертов.







 С лекцией на тему "Результативность комплексного проекта модернизации образования " выступил ректор Института образовательной политики "Эврика " Александр Изотович Адамский. В своём докладе Александр Изотович затронул наиболее острые проблемы сферы образования, а также перспективы введения нормативно-подушевого финансирования и новой системы оплаты труда учителей.


 Кроме того, Адамский назвал и основные риски введения новой оплаты труда: "С моей точки зрения, ключевыми являются два риска: первый – это низкий уровень разработки регламентов. Если в регламенте не отражены современные представления о результативности, то фактически мы финансируем ухудшение образования.


 Второй риск – низкий уровень подготовки общественных управляющих, членов школьных советов. Низкий уровень их представлений о современной результативности школы. Поэтому одной из ключевых задач введения новой оплаты труда является массовое обучение членов школьных советов современным представлениям о результативности ".







 
Большой интерес у участников семинара вызвала лекция эксперта Института проблем образовательной политики "Эврика " Романа Викторовича Селюкова "Новая система оплаты труда ".
Вот некоторые выдержки из его выступления:


 
1. Система оплаты труда – это практическое действие, которое заставляет уже в институциональной рамке реализовывать остальные направления КПМО. Без апробации новой системы оплаты труда в 2007-м году достаточно сложно поверить в исполнение обязательств 2008-го года по всем направлениям. В данный напряженный момент для Новосибирской области главная задача – введение НСОТ в школы, и это осознанная необходимость.


 
2. Необходимо понимать, что НСОТ – это не "перепев " системы оплаты труда, которая основана на единой тарифной сетке. Это принципиально другой подход. Директорам и управленцам нужно в обязательном порядке повысить свою квалификацию.


 
3. В связи с тем, что это не "перепев ЕТС ", а НСОТ, необходимо готовить почву для того, чтобы она была воспринята в коллективах школ и в широком социуме, окружающем школу, адекватно.


 
4. Необходимо помнить, что НСОТ – это не неотёсанная неподвижная глыба, а гибкая система, которая позволяет вести прозрачный учёт всех видов деятельности педагога и вводить механизмы, которые прозрачно формируют заработную плату педагога.


 
5. Нужно фиксировать риски, которые существуют при переходе на НСОТ, вытаскивать их на поверхность и подвергать публичному обсуждению для того, чтобы максимально расширять пространство обсуждения, для того, чтобы не возникало мифов, которые не позволяют переходить к эффективному хозяйствованию ОУ.









 
С лекцией на тему "Гражданский заказ образованию " выступил Владимир Константинович Бацын, эксперт Института проблем образовательной политики "Эврика ". В ходе лекции Владимир Константинович рассказал о гражданском, государственном и персональном заказе образованию. "Общее образование должно помочь человеку определить свой персональный заказ самому себе и системе образования, ресурсы которой он должен поставить себе на службу " – считает эксперт. А подытоживая основные позиции гражданского заказа, отмечает, что "образование становится универсальной ценностью (человеческим капиталом). "Точкой роста " становится человек, а не государство или иная политическая или культурная общность. Рынок труда становится всемирным, человек – космополитом, а главной ценностью образования становится способность людей к межкультурному диалогу и продуктивному социальному и профессиональному взаимодействию ".


 
Во второй половине дня участники семинара продолжали работу в группах по пяти основным направлениям – "Развитие сети образовательных учреждений ", "Новая система оценки качества образования ", "Гражданский заказ ", "Управление КПМО. Мониторинг " и "Новая система оплаты труда. Нормативное подушевое финансирование ".


 
В группе "Управление КПМО. Мониторинг " говорили о проекте в целом. Что он может дать каждому ученику? Говорили о распределении полномочий в вертикальных слоях власти. О том, что нужны другие, новые механизмы управления. Пришли к согласию в вопросе о необходимости нового положения об аттестации учителей. Как оценивать все виды деятельности учителя, если нет критериев оценки? Для более эффективной работы внутри группы было выделено три подгруппы: "Образовательные учреждения ", "Муниципалитеты " и "Региональный уровень ", в которых более глубоко рассматривались внутренние проблемы каждой из этих образовательных структур.








 Группа "Новая система оценки качества образования " собрала наибольшее количество участников, обсуждение шло очень активно. Внутри основной темы было выделено несколько важных вопросов, и все участники разбились на подгруппы для более детального их обсуждения и поиска положительной динамики.








 В группе "Гражданский заказ. Развитие сети образовательных учреждений " была достигнута атмосфера согласия, участники говорили не о недостатках, а о ресурсах и возможностях развития, которые даёт КПМО. Был подчёркнут богатый опыт Новосибирской области в сфере дистанционного и разновозрастного обучения, коллективного и творческого самообразования. Были выделены ключевые моменты, способствующие развитию сети образовательных учреждений. В группе занимались разработкой схемы новой оплаты труда учителя. В стимулирующей части было решено поощрять педагога за заслуги учеников на олимпиадах, за достижения в спорте, за воспитание здорового образа жизни.






Участники группы "Новая система оплаты труда. Нормативное подушевое финансирование " разделили свою тему на два основных блока, также разбившись на подгруппы. Первая подгруппа решала вопрос, каким образом нормировать все виды деятельности учителя. Вторая занялась определением стимулирующей части в зарплате директора школы.








 На заключительном пленуме были выслушаны сообщения рабочих групп и подведены итоги семинара.


 Подводя итоги работы, Александр Изотович Адамский отметил: "несмотря на оставшиеся вопросы и неясности, семинар показал, что коллективная проектная работа может быть очень продуктивна ". Александр Изотович считает, что в области уже можно начинать работу по реализации НСОТ, необходимо лишь обсудить детали регламента. В заключение руководитель департамента образования Новосибирской области Владимир Викторович Иванов дал положительную оценку работы семинара, поблагодарил всех за работу и отметил, что за два дня участники заметно продвинулись в понимании и проектировании механизмов реализации всех направлений КПМО.

Добавить комментарий

Target Image