Специалисты обсудили школьный дресс-код

23.10.2007

"Специалисты    19 октября на сайте газеты "Известия " состоялось обсуждение внешнего вида современного школьника. Формальный, на первый взгляд, вопрос на самом деле достаточно глубок и многогранен: нужна ли школьная форма современной российской школе, как она влияет на здоровье детей, на их индивидуальность и внутренний мир, сколько она стоит, кто должен принимать решение о том, во что должны одеваться школьники, – на эти вопросы отвечали эксперты. Среди них – врачи, психологи, модельеры, представители министерства образования и науки, руководители московских школ и управляющих советов.
   По словам Валентины Березиной, начальника отдела Департамента молодежной политики МОН, обязательная для всех учеников школьная форма была упразднена в 1992 году, и с тех пор на основании закона "Об образовании " вопрос ее введения решается в каждой школе (лицее или гимназии) консультативно: учитывается мнение администрации школы, учителей, управляющего совета (состоящего из родителей учеников) и самих школьников. Причем, как и другие специалисты, Валентина Александровна отмечает, что мнение детей в данном случае – одно из наиболее важных.
   По мнению стилиста Ирины Пчелиной, учредителя имидж-агентства "Стильная персона ", прямое "насаждение " формы вызывает у учеников неприятие. Ведь одежда – одно из самых эффективных средств для выражения индивидуальности, и дети не хотят его терять. По ее мнению, в данном случае могут быть полезны "уроки имиджа ", в ходе которых настоящие "профи " будут учить детей использовать дресс-код в качестве мощного инструмента для самоидентификации. Она считает, что дети должны участвовать не только в решении вопроса о необходимости введения формы, но и его разработке.
   Наталья Синягина, директор Федерального государственного научного учреждения "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи " Министерства образования России, доктор психологических наук, утверждает, что говоря о введении школьной формы, руководство школ должно отдавать себе отчет в том, чего оно хочет добиться: повысить результативность учебного процесса или просто отдать дань "традиции ". Здесь важно помнить, что если "одним удобно быть в форме, другие результативны и стабильны, когда одежда подчеркивает их индивидуальность ". Наталья Юрьевна приводит множество примеров из собственной практики; в масштабах же страны, по ее словам, таких примеров – тысячи. "Очень важно учитывать мнение и индивидуальность каждого ученика " – утверждает она.
   По мнению руководителей школ, функциональность формы в том, что она нивелирует социальное неравенство между детьми, помогает им сосредоточиться на учебе, которая, как всем нам говорили в детстве, является настоящей работой для каждого ребенка.
   Это мнение разделяет и Вячеслав Зайцев: "Желательно, чтобы дети в школе чувствовали себя на равных, не хуже других, чтобы не развивались комплексы… Форма должна быть удобной, безопасной, должна отражать пол ученика. Ткань по цвету может быть разной, не броской, гигиеничной по свойству волокон. Форма для старшеклассниц должна быть классической, с элементом романтики, с учётом моды сегодняшнего дня. Голые животы, а, следовательно, и поясницы, особенно зимой, могут "отблагодарить " девочек воспалениями различного рода. У мальчиков, на мой взгляд, должна быть брючная пара и пиджак, возможна короткая куртка, из однотонной ткани. Такой костюм в зимнее время всегда можно дополнить ярким жилетом – для красоты и для тепла. Обязательный элемент костюма – сорочка, желательно белая, или, в крайнем случае, в тон основной ткани костюма. Джинсы допустимы в дни экскурсий, выездов на природу и для других неторжественных школьных мероприятий ".
   Влияние модных тенденций на здоровье детей проследила Ирина Белоусова, врач-педиатр, член международной ассоциации детских урологов: "Обнаженные части тела – пояснично-крестцовая область и нижняя часть живота – зоны, где сосредоточены нервы и сосуды, обеспечивающие функционирование почек, мочевого пузыря, органов половой системы, спинного мозга. Длительное переохлаждение приводит к перераздражению нервных окончаний и спазму сосудов. Нарушенное кровоснабжение одновременно с холодным воздействием – мощный стрессовый фактор для организма в целом. При ношении узкой одежды, особенно, джинсов, происходит резкое обеднение кровотока в области таза, затруднение венозного и лимфатического оттока. Как следствие – застой крови в малом тазу, нарушение нормального функционирование всех тазовых органов: гениталий, мочевого пузыря, кишечника ". Таким образом, одежда ребенка должна быть прежде всего безопасной для здоровья.
   Председатель управляющего совета Центра образования "Царицыно " Роман Зуев считает, что важную роль играет и "идентифицирующая " функция школьной формы – детям нравятся вышитые на их жилетах эмблемы, они с гордостью говорят: "Мы учимся в этой школе! ". Однако, по мнению Романа Зуева, это не имеет ничего общего с элементами престижности, свойственными известным западным школам: "Западные ценности и наши, российские, все же отличны ".
   Общим мнением по поводу причесок стало то, что длина волос не имеет значения, главное – опрятность. Комментируя использование школьницами макияжа, Ирина Пчелина сказала, что запретить его практически невозможно. Важно научить девочек ухаживать за собой, выбирать правильные средства и развить у них вкус и хороший тон.
   Резюмируя состоявшуюся дискуссию, Валентина Березина отметила ее "нужный и своевременный характер ". Очень важным и показательным, на ее взгляд, стал тот факт, что, анализируя различные аспекты поставленной проблемы, эксперты уделяли большое внимание желаниям и потребностям детей. "Думаю, возврата к единой универсальной школьной форме, как это было в прежние времена, сегодня не будет. Вместе с тем, считаю, что нашим модельерам необходимо продолжить разработку коллекций школьной формы (деловых костюмов учащихся). В решении проблемы школьной формы есть еще один очень серьезный вопрос – цены и качества. В любом случае, решать их в каждом конкретном учебном заведении призваны представители родительского комитета класса, попечительского совета школы совместно с самими обучающимися, родителями, педагогами. Другого не дано ".
   Ознакомиться с прошедшей дискуссией можно на сайте "Известий "

Добавить комментарий

Target Image