Информационно-издательская деятельность образовательных учреждений: семинар в «Эгиде»
2 апреля в Городском центре информатизации "Эгида " состоялся городской научно-методический семинар "Формирование информационной и издательской деятельности в образовательных учреждениях ".
В работе семинара приняли участие руководители школьных пресс-центров, заместители директоров по научно-методической и воспитательной работе образовательных учреждений г. Новосибирска.

Открыл семинар директор Городского центра информатизации "Эгида " Сергей Владимирович Федорчук, который в приветственном слове подчеркнул важность и актуальность деятельности образовательных учреждений, направленной на организацию и развитие школьных СМИ.

Ольга Витальевна Костина, начальник редакционно-издательского отдела ГЦИ "Эгида ", рассказала об информационной и издательской деятельности центра:
"С января 2005 года Городской центр информатизации "Эгида " осуществляет сопровождение официального портала Главного управления образования мэрии города Новосибирска NIOS.ru. Новосибирский информационно-образовательный сайт – это круглосуточный доступ ко всей необходимой информации для всех участников образовательного процесса.
В настоящее время на сайте работают 25 разделов, в том числе:
– ежедневно обновляемая новостная лента;
– интерактивные консультации – это электронная приёмная Главного управления образования мэрии города Новосибирска, которая осуществляет работу в on-line режиме;
– нормативно-правовая база образования;
– виртуальное методическое объединение учителей информатики и ИКТ;
– удобный подбор ссылок на информационные и образовательные сайты для учителей-предметников (свыше 5000 ссылок) и др.
На сайте NIOS.ru находится первое и в настоящее время единственное электронное издание не только Новосибирска, но и всего Сибирского федерального округа, предназначенное для педагогов, учащихся и их родителей, – это электронная газета "Интерактивное образование " (адрес: www.io.nios.ru).
Газета издается Городским центром информатизации "Эгида " с 2005 года и является официальным изданием Главного управления образования мэрии Новосибирска. Уникальность газеты "Интерактивное образование " – в ее неограниченных объемах и свободном круглосуточном доступе ко всем материалам выпусков.
Материалы, публикуемые в "Интерактивном образовании ", отражают изменения и перспективы российского образования, а также представляют наиболее актуальные инновационные образовательные технологии. В статьях выявляется и обобщается передовой педагогический опыт в области ИКТ, методики преподавания предметов, организации внеучебной деятельности и т.д., анализируются основные тенденции и перспективы развития муниципальной системы образования г. Новосибирска.
Авторы "Интерактивного образования " – учителя, методисты и учащиеся образовательных учреждений города, преподаватели и сотрудники высших учебных заведений, специалисты Главного управления образования мэрии г. Новосибирска.
Электронная газета "Интерактивное образование " выходит 1 раз в 2 месяца, каждый номер выкладывается на информационном портале NIOS.ru, где сформирован архив издания.
Постоянные рубрики газеты: "По официальным данным ", "Мнение ученого ", "Из опыта работы ", "Актуальное интервью ", "Менеджмент в образовании ", "Точка зрения ", "Информатизация образования ", "Классный час для классного руководителя ", "Музейный компас ", "Учебная книга: традиции, инновации, новаторство ", "Школа здоровья ", "Глазами школьника ", "Обзор педагогической прессы ".
Новый проект "Эгиды " – издание детского электронного информационно-развлекательного журнала "Timix " (адрес: www.timix.nios.ru). Издание создается силами учащихся школ г. Новосибирска и ориентировано на школьников 5-11 классов ".

Наталья Александровна Кириллова, методист МУДО ГЦИ "Эгида ", представила в своем выступлении программные средства и Интернет-ресурсы, которые можно использовать для издательской деятельности образовательных учреждений.
"Назначение компьютерной издательской системы – соединение текста с возможностями графики и художественного оформления документов.
Современные текстовые процессоры по своим возможностям приближаются к специализированным издательским программам. Они позволяют создавать газетные колонки; изменять шрифты в пределах одного документа; включать графику в текст; просматривать разработанный документ до его распечатки ".
В выступлении были рассмотрены программные средства, необходимые для реализации издательской деятельности в образовательном учреждении:
– программы пиксельной графики (Adobe Photoshop, CorelPHOTO-PAINT, Macromedia Fireworks);
– программы векторной графики (Adobe Illustrator, CorelDRAW);
– программы верстки (Adobe PageMaker, QuarkXPress, Adobe InDesign).
Кроме того, Наталья Александровна рассказала, что для успешной организации работы пресс-центра можно найти методические материалы и информацию в Интернете. Например, каталог ресурсов, размещенный на NIOS.RU, содержит ссылки на материалы для руководителей пресс-центров, для учащихся-журналистов, для учащихся-верстальщиков.

Елена Валерьевна Тараненко, методист музея истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области, руководитель высшей квалификационной категории, директор музея истории таможенной службы Сибири, ведущая рубрики "Музейный компас " электронной газеты "Интерактивное образование ", в выступлении на тему "Потенциал музееведения и музейной педагогики в развитии информационного пространства " подробно остановилась на двух аспектах, в которых можно и нужно освещать музейные вопросы: собственно музейные публикации и публикации музееведческих исследований как итог изучения учащимися архива или фондов музея, итог их научно-исследовательской работы по музейной проблематике.
В выступлении были рассмотрены следующие формы публикаций: публицистическая статья о жизни в музее, статья как итог научно-исследовательской деятельности, очерк об истории какого-либо экспоната, интервью с членом Совета музея, ветераном педагогического труда, репортаж с места событий, музейная фотовыставка, заочная экскурсия.
Кроме того, Елена Валерьевна отметила, что "работы молодых журналистов помимо всех прочих целей преследуют и ещё одну – латентное, скрытое патриотическое воспитание подрастающего поколения. Причём в данном случае происходит воспитание как самих журналистов, так и читателей, зрителей ".

Людмила Львовна Добролюбова, учитель истории высшей квалификационной категории МОУ гимназии № 13 Центрального района, представила рубрику "Классный час для классного руководителя ", ведущей которой она является, как ресурс повышения профессиональной компетентности педагогов.
"Классный руководитель сегодня – это педагог-профессионал, который организует через разнообразные виды воспитательной деятельности систему отношений в классном коллективе, направляет и координирует его работу. Он создает условия для формирования ключевых компетенций, творческого самовыражения каждого ребенка, сохранения его уникальности и раскрытия потенциальных способностей, а также осуществляет индивидуальную коррекцию процесса социализации, защиту интересов детства.
Для решения своих воспитательных задач классный руководитель привлекает различных специалистов в области детства в интересах ребенка: педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, психологов, но главным действующим лицом является он сам. Практика работы образовательных учреждений, история педагогики свидетельствует о приоритетной роли классного руководителя в воспитательном процессе.
В национальном проекте "Образование " особо выделена личность классного руководителя и тем самым подчеркнута его важнейшая роль в системе образования.
Для повышения профессиональной психолого-педагогической компетентности классных руководителей создана рубрика "Классный час для классного руководителя " в электронной газете "Интерактивное образование ". "Классный час для классного руководителя " – это возможность представлять уникальный опыт образовательных учреждений города, транслировать передовой опыт отдельных учителей, демонстрировать разработки внеклассных мероприятий, публиковать информацию психологов и других специалистов. А главное, возможность самому стать непосредственным участником процесса, представить вниманию коллег собственные авторские материалы! "

Ирина Валерьевна Калинина, заведующая информационно-издательским отделом ДТД УМ "Юниор ", организатор городского конкурса школьных СМИ, в выступлении "Информационное пространство в городском учреждении дополнительного образования " представила издательскую деятельность своего учреждения.
"Информационно-издательский отдел – одно из старейших подразделений методической службы. Отдел ведет активную издательскую деятельность. За последние 15 лет издано более 500 научно-методических брошюр, сборников авторских материалов. Также отдел создает информационный банк данных о передовом педагогическом опыте, накапливает методический и книжный фонд ДТД УМ "Юниор ".
В структуру отдела входят библиотека и детские объединения "Бойкое перо ", "Эдельвейс " и "Мир компьютера ".
К основным направлениям деятельности отдела относятся:
– сбор, обработка и распространение передового педагогического опыта в системе дополнительного образования Новосибирска;
– издательская деятельность;
– организация и проведение методических и рекламно-информационных выставок;
– организация и проведение программы городских массовых дел – "Tabula raza " (городской конкурс детских и юношеских СМИ, городской конкурс книгочеев, посвященный 115-летию Новосибирска);
– работа с пресс-центрами образовательных учреждений города (проведение профильных смен, семинаров для руководителей, мастер-классов и т.д.);
– выполнение проектов городского масштаба – книги "Городские массовые дела ", "Золотой фонд Новосибирска " и др. "

Жанна Владимировна Курченкова, учитель английского языка высшей квалификационной категории Второй Новосибирской Гимназии, лауреат Всероссийского конкурса "Учитель года – 2007 ", рассказала о том, что на информационную и издательскую деятельность гимназии направлена работа сразу нескольких подразделений их учреждения: пресс-центра, видеоклуба, изостудии, издательского центра, видеостудии и технической службы.
"Издательская деятельность гимназии представлена многочисленными изданиями, среди которых журнал "Большая перемена плюс ", поэтические серии "Шестое чувство ", "Творчество учителей ", "Проба пера ", серия "Творчество на уроке ", серия "Проектная деятельность ", серии "Учебные программы ", "Методические пособия ", "Педагогический опыт ".
В этом году гимназическому журналу "Большая перемена плюс " исполняется 10 лет! Вот уже 4 года подряд он участвует во Всероссийском конкурсе школьных изданий, который проходит в Москве. В 2006 году пресс-центр журнала стал победителем в номинации "Мастер дизайна ", в 2007 и 2008 годах – лауреатом VI и VII Всероссийских конкурсов школьных СМИ и победителем в номинации "Alma mater ".
Большой гордостью Второй Новосибирской Гимназии является видеоклуб "ВИВАТ ". Детская телестудия открылась в октябре 1999 года. За годы существования видео-клуба в свет вышли десятки выпусков новостей, серия фильмов "Один день из жизни… ", создан видеоклип "Минорная тональность дня ", смонтирована серия видеороликов "Будь здоров! ". Коллектив имеет в своем активе более 50 выпусков еженедельной информационной программы "Вивасти ", 20 видеофильмов, музыкальные клипы, праздничные и даже рекламные ролики.
Студия "Виват! " принимает участие в конкурсах и фестивалях, где по достоинству отмечена дипломами различных степеней. Среди последних побед:
В мае 2007 года фильмы "Компьютерные вирусы ", "А до него было так… ", "Читать престижно ", "Дом родной " отмечены дипломами Открытого фестиваля детского и юношеского киновидеотворчества (г. Санкт–Петербург).
В декабре 2007 года фильм "Лети-лети, лепесток… " отмечен дипломом Московского кинофестиваля "Сталкер " (тематика: "Кино на защите прав человека "). "
Закончила выступление Жанна Владимировна демонстрацией видеофильма о достижениях и победах гимназии, созданного видеостудией "Виват ".

Тамара Васильевна Пастухова, учитель литературы высшей квалификационной категории, заведующая гуманитарной кафедрой МОУ лицея № 200 Заельцовского района, в своем выступлении представила школьную литературную газету "Начало " как возможность развития творческого потенциала детей и взрослых.
"Одним из успешных проектов в работе гуманитарной кафедры лицея является созданная в 1998 году литературная газета "Начало ".
При создании газеты были поставлены следующие цели:
– газета должна стать одним из элементов, помогающим выстроить единое гуманитарное пространство в лицее, основывающееся на триединстве: учебные предметы (литература, история, языки); внеклассная работа (диспут-клуб, центр "Хоккайдо ", литературная газета "Начало "); работа с одаренными детьми (интеллектуальные марафоны, НПК школьников, олимпиады);
– решить проблему работы с творчески одаренными ребятами.
Школьная газета является интегрированной формой работы с детьми, т.к. объединяет такие учебные предметы, как литература, русский язык, информатика, ИЗО (а также логику, пространственное мышление, эстетику и другие предметы, если бы они входили в школьную программу).
За девять лет существования газета стала частью жизни лицея. Ее ждут, ее читают, в ней публикуются начинающие поэты и писатели, публикуют свои статьи, лирические зарисовки преподаватели. Для гуманитарного класса – это их дело, их визитная карточка; для части ребят – шаг к профессии; для меня – часть жизни.
Школьная газета является такой формой работы с детьми, которая задействует разные уровни ребенка: развивает умения, навыки, полученные на уроках; способствует формированию нравственных ориентиров личности; способствует профессиональному самоопределению; воздействует на эмоциональном уровне; осуществляет преемственность; развивает творческий потенциал; сплачивает ребят и учителей, разновозрастные группы детей ".

При подведении итогов семинара его участники отметили актуальность рассмотренной темы и выразили благодарность организаторам за интересный и насыщенный семинар.

Добавить комментарий