Гимназия № 13 поделилась опытом организации детского самоуправления
17 апреля в гимназии № 13 Центрального района г. Новосибирска состоялся семинар "Модель детского самоуправления в гимназии № 13 ". В мероприятии приняли участие заместители директоров по воспитательной работе школ Новосибирска.
С приветственным словом к присутствующим обратилась директор гимназии Светлана Анатольевна Денисова. "Сегодня мы хотим поделиться с вами нашим опытом, рассказать, как мы видим образовательный процесс. Я надеюсь, что у нас состоится открытый разговор, и в завершении семинара мы очень хотим услышать ваше мнение ".

В своем выступлении "Модель детского самоуправления в гимназии № 13 " Александр Алексеевич Кузнецов, заместитель директора по воспитательной работе гимназии № 13, рассказал, что система самоуправления подразумевает под собой демократический образ жизни, умение строить отношения с людьми на основе взаимоуважения и равноправия. Александр Алексеевич перечислил признаки детского самоуправления. Это: системность; автономность; иерархичность – в упорядоченной деятельности классных коллективов; связи с внешней средой – т.е. взаимодействие с органами управления образовательного учреждения, государственного управления; наличие органов самоуправления на каждом уровне – совет класса, параллели, старшеклассников; самодеятельность; целенаправленность – умение ставить собственные цели развития в соотношении с целями образовательной системы.

Людмила Львовна Добролюбова, учитель истории высшей квалификационной категории, классный руководитель 10 "А " класса, в своем выступлении рассказала о роли классного руководителя в организации самоуправления в детском коллективе. Она отметила, что функции классного руководителя должны быть направлены на создание условий по формированию личности учащегося, его гражданских позиций по отношению к миру, к людям и к себе. Людмила Львовна рассказала, что цель самоуправления – обеспечить управление школьным коллективом, преподавателями и учениками на основе их взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, творческого сотрудничества. "В самоуправлении детей должна присутствовать скрытая позиция классного руководителя. Успешное развитие ученического коллектива невозможно без квалифицированного участия всего педагогического коллектива ", – уверена Людмила Львовна.

Людмила Львовна перечислила формы и методы организации самоуправления. К ним относятся: собрание классного коллектива; проведение коллективных творческих дел; благотворительные организации; интерактивные игры; театрализация, вносящая в опыт подростков разнообразные социальные сюжеты из жизни; состязательность в разных сферах воспитательной деятельности.
К разговору присоединился Алексей Игоревич Кудинов, главный редактор школьной газеты "Бригантина ", корреспондент телестанции "Мир ". Он рассказал о школьной газете как организующем звене детского самоуправления. Алексей – выпускник гимназии № 13, и теперь, став профессионалом своего дела, он обучает младших товарищей искусству журналистики. На занятиях ребята учатся поиску информации, изучают основы написания текстов, радио- и тележурналистику. Школьниками выпускается два издания: газета "Бригантина ", которая издается уже в течение 11 лет, и газета "Тринашка ", выпускаемая учащимися 3-7 классов. "На их основе создаются некие неформальные объединения. Дети чувствуют причастность к большому делу. Наша задача – поддержать это начинание ". В каждом номере есть редактор выпуска, которого дети выбирают сами. Темы публикаций также определяются школьниками. "Мы выбираем темы интересные читателям: о жизни школы, учеников и учителей, а после – оцениваем, какие материалы больше нравятся читателям. Наша газета – трибуна для тех, кто хочет высказаться. На ее страницах происходят живые дискуссии на темы, волнующие детей. Читатели видят – школа живет ".

Так как газета "Бригантина " ранее выпускалась под эгидой издания "Вечерний Новосибирск ", каждый год на выпускном вечере юные "акулы пера " получают удостоверения внештатных журналистов газеты, что является своеобразной оценкой их деятельности. Газета "Бригантина " – обладательница множества наград городского и федерального уровня.

О деятельности Совета старшеклассников рассказала Валерия Романова, председатель Совета старшеклассников, ученица 10 "Б " класса. "2007-2008 учебный год показал, что система школьного самоуправления нашей гимназии действует успешно ", – резюмировала Валерия. На собраниях Совета старшеклассников решаются вопросы организации школьных мероприятий, коллективные дела творческого характера. Ребята организовали и провели такие мероприятия, как День чтения, День самоуправления, День учителя, 8 марта, 23 февраля, "Руслан и Людмила " – альтернатива Дню Святого Валентина, "Аты-баты " – конкурс военно-строевой подготовки, субботник и множество других. Итог этой деятельности – сплоченность коллектива, взаимодействие учеников среднего и старшего звена. Кроме того, подразделение Совета старшеклассников – дисциплинарный комитет – решает вопросы порядка в учебном заведении. Так, например, когда десятый класс сорвал урок, дисциплинарный комитет принял решение отменить дискотеки. "Иногда товарищи оказывают большее воспитательное воздействие, чем учителя ", – отметила председатель Совета старшеклассников.

Татьяна Константиновна Тарновская, руководитель музея истории гимназии, рассказала о деятельности Совета музея.
Татьяна Константиновна подчеркнула, что на заседаниях Совета музея ребята сами определяют направления своей деятельности и составляют календарный план работы музея. Школьники осуществляют поиск материалов для музея, проводят историко-исследовательскую работу. Ими были созданы мемориальная доска "Помнит мир спасенный ", посвященная ученикам школы, участвовавшим в боевых действиях, "Их знают в городе " – стенд о выпускниках, известных в городе, проведена благотворительная акция "Новогодний подарок " для детских домов.
В состав организации входят экскурсоводы, которые проводят экскурсии для родителей, выпускников гимназии и всех желающих.

В своем выступлении "Некоммерческие организации и их роль в успешной социализации выпускника " Ксения Иванова, студентка СибГУТИ, член Российского Союза молодежи, рассказала о том, как участие в деятельности органов школьного самоуправления помогает ей теперь в реализации нравственной и гражданской позиции.
Александр Алексеевич Кузнецов подвел итог семинара: "Если школа хочет быть гуманной и демократичной, без серьезного подхода к самоуправлению не обойтись ".

В завершении мероприятия Елена Александровна Викулова, заведующая лабораторией Городского центра развития образования, вручила директору гимназии Светлане Анатольевне Денисовой Благодарственное письмо Городского центра развития образования "За большую методическую работу, высокий профессионализм, организацию и проведение городских мероприятий ".

Выступления участников семинара вызвали живой интерес у педагогов-слушателей. Мероприятие завершилось круглым столом, где гости семинара задали интересующие их вопросы по проблемам детского самоуправления выступающим, поделились опытом работы своих образовательных учреждений.
Опыт гимназии № 13 единодушно был признан успешным.
Добавить комментарий