В Новосибирске прошел научно-практический форум руководителей дополнительного образования
5 декабря на базе Детского санаторно-оздоровительного лагеря круглогодичного действия "Тимуровец " прошел научно-практический форум руководителей дополнительного образования детей города Новосибирска.
В нем приняли участие руководители учреждений дополнительного образования детей, специалисты отделов (управлений) образования администраций районов города Новосибирска.
Цель форума – повышение роли учреждений дополнительного образования в воспитании детей и подростков города Новосибирска в рамках проведения мероприятий 90-летия системы дополнительного образования России.
О повышении роли учреждений дополнительного образования в воспитании детей и подростков города Новосибирска рассказала Людмила Александровна Черкашина, начальник отдела воспитательной работы Главного управления образования мэрии Новосибирска.
По словам Людмилы Александровны, современная система дополнительного образования детей Новосибирска сегодня включает 55 учреждений дополнительного образования детей – это многопрофильные учреждения дополнительного образования (дворцы, дома и центры творчества), узкопрофильные (Клуб юных моряков, телестудия, ХЭШ "Весна ", музыкальная школа, станция юных техников), учреждения спортивной направленности (ДЮСШ), загородные оздоровительные центры (бывшие лагеря) и предоставляет возможность 96115 обучающихся или 82,% от общего числа обучающихся, воспитанников заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.
В 2007-2008 годах произошла реорганизация ряда спортивных школ, шести многопрофильных учреждений дополнительного образования детей Центрального, Калининского, Ленинского, Кировского, Заельцовского, Советского районов путём присоединения к ним межшкольных учебных мастерских.
Присоединение межшкольных учебных комбинатов к учреждениям дополнительного образования детей решило ряд проблем. В числе приоритетных – создание условий для развития технических, спортивно-технических видов творчества, предпрофильной подготовки обучающихся.
Людмила Александровна отметила, что сокращение числа учреждений дополнительного образования детей в Новосибирске не повлекло сокращение числа обучающихся в них воспитанников.
Списочный состав обучающихся, воспитанников отличается от статистического на 19 тысяч обучающихся, что свидетельствует о том, что каждый 5 обучающийся занимается в 2-х объединениях и более.
В настоящее время учреждения дополнительного образования размещают свои коллективы в разных образовательных учреждениях. Значительное число обучающихся 51803 или 52% занимаются на базах образовательных учреждений, около 2 тысяч – на базах детских садов, 4 тысячи на базах клубов по месту жительства.
На протяжении последних пяти лет в системе дополнительного образования дальнейшее развитие получили коллективы художественного творчества (они составляют 1/3 от общего числа занимающихся).
Примерно 40% занимающихся воспитанников – это коллективы спортивной направленности. Создано и работает 38 научных обществ учащихся.
Ежегодно открывается до 80 новых творческих объединений.
По словам Людмилы Александровны, особого внимания заслуживает опыт учреждений дополнительного образования детей города Новосибирска по профильному обучению.
Мониторинг, проведенный в учреждениях дополнительного образования детей в 2007 году показал, что свыше 60 % обучающихся определяют свою будущую профессию благодаря занятиям по интересам в секциях, объединениях, студиях.
Развитию дополнительного образования, совершенствованию воспитания способствует кадровое обеспечение: 56,6 % педагогов имеют высшую и первую квалификационную категории, 64,5% педагогов – высшее образование. В учреждениях работает 174 заслуженных и отличников, 45 кандидатов и докторов наук, из них 18 в штатном расписании.
6,6 тысяч воспитанников УДОД ежегодно становятся лауреатами и победителями всех уровней соревнований, смотров, конкурсов. Имена 4 тысяч воспитанников учреждений внесены в книгу "Золотой фонд Новосибирска ".
Активная деятельность учреждений Новосибирска обеспечивает развитие дополнительного образования детей на новом качественном уровне, что позволяет получить конкретные положительные результаты. Дом детского творчества имени Володи Дубинина стал лауреатом Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей. Центр развития творчества детей и юношества Заельцовского района, ДЮСШ "Виктория " Советского района, Дом детского и юношеского творчества "Центральный " стали лауреатами окружного этапа Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей. На базе Дома детского творчества имени Володи Дубинина работает федеральная экспериментальная площадка. В рамках Всероссийских конкурсов авторских программ дополнительного образования детей более 30 программ признаны лауреатами.
Также Людмила Александровна затронула вопрос необходимости существенных изменений в дополнительном образовании детей. К ним относятся:
– совершенствование системы дополнительного образования детей, призванной обеспечить необходимые условия для создания среды, способствующей расширенному воспроизводству знаний, развитию творческих способностей детей, включения в социально полезную деятельность, профессионального и личностного самоопределения детей, самореализации и самовоспитания, организации содержательного досуга и занятости;
– развитие межведомственного сотрудничества в целях обеспечения доступного и качественного образования, необходимого для обеспечения конкурентноспособности молодых людей в условиях рыночной экономики;
– создание условий сохранения единого образовательного пространства во взаимодействии дополнительного образования детей с различными уровнями образования;
– развитие нормативной правовой базы, приведение ее в соответствие с изменениями в российском законодательстве;
– разработка образовательных программ нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, информационных технологий;
– сохранение и укрепление кадрового состава, повышение их профессионального уровня с учетом современных требований,
– укрепление материально-технической базы, ресурсного обеспечения учреждений дополнительного образования. С докладом "Профессиональная деятельность педагогов как приоритетное условие совершенствования дополнительного образования детей " выступила Валентина Степановна Пель, директор института молодежной политики НГПУ.
Валентина Степановна отметила, что основной проблемой системы дополнительного образования является то, что она работает в рамках закона, распространяемого на систему общего образования. "Возникает вопрос: "на каких основаниях система должна развиваться? ". Педагогика дополнительного образования как самостоятельная отрасль не существует. Остается открытым вопрос о научно-методическом сопровождении системы. Также существует проблема кадрового обеспечения: профессиональная деятельность должна строиться на базовом образовании; к сожалению, зачастую педагоги дополнительного образования не имеют высшего образования ".
Маргарита Ильинична Мироедова, председатель Совета руководителей учреждений дополнительного образования детей, директор Дома детского творчества имени В. Дубинина Ленинского района, рассказала о роли органов общественного управления в развитии дополнительного образования города Новосибирска.
О современных технологиях дополнительного образования рассказал Борис Аркадьевич Дейч, заведующий кафедры ИМПиСР НГПУ.
С докладом "Специфика и роль загородных оздровительно-образовательных Центров в развитии дополнительного образования детей " выступил Сергей Петрович Маньков, директор ГООЦ "Тимуровец ".
В завершении мероприятия прошла церемония награждения специалистов системы дополнительного образования детей Новосибирска грамотами Главного управления образования мэрии, премиями и ценными подарками, а также праздничный концерт в исполнении вожатского коллектива ДСОЛКД "Тимуровец ".
Добавить комментарий