В Новосибирске проходят XII открытые городские педагогические чтения
городские педагогические чтения " /> 17 февраля в актовом зале НИПКиПРО состоялось пленарное заседание XII открытых городских педагогических чтений. Их тема в этом году: "Ресурсные возможности учреждений дополнительного образования в модернизации российской школы ".
Организаторами педагогических чтений в течение многих лет являются Совет директоров учреждений дополнительного образования детей г. Новосибирска и Дом детского творчества им. В. Дубинина.
На мероприятии присутствовали работники управления образования мэрии г. Новосибирска, научные сотрудники, руководители образовательных учреждений.
Дополнительному образованию детей уделяется сейчас немалое внимание, в многопрофильных учреждениях дополнительного образования детей г. Новосибирска накоплен огромный педагогический опыт, немалый кадровый и научный потенциал, что позволяет эффективно выстраивать партнерские взаимоотношения с самыми различными учреждениями и организациями. О стратегии использования ресурсов дополнительного образования, о реализованном опыте педагогов и учреждений и пошла речь на педагогических чтениях.
С приветственным словом к присутствующим обратилась Людмила Александровна Черкашина, начальник отдела воспитательной работы Главного управления образования мэрии г. Новосибирска.
"Опыт развития дополнительного образования детей позволяет признать, что в настоящее время очевидны реальные позитивные результаты. Удалось не только сохранить материальную основу системы дополнительного образования, но и заметно нарастить интеллектуально-творческий и программно-методический потенциал, способный при определенных условиях решать во взаимосвязи и взаимозависимости задачи воспитания и обучения детей.городские педагогические чтения " /> По состоянию на 1 января 2009 года основные показатели, характеризующие состояние системы дополнительного образования детей, доказывают стабильность сети, контингента обучающихся, ежегодно открывающиеся новые объединения по основным видам деятельности в системе дополнительного образования. Это подтверждает востребованность этого вида образования, его современный статус.
В Новосибирске 83,3% обучающихся занимаются в свободное время разными видами образовательной деятельности в 59 образовательных учреждениях дополнительного образования детей. Образовательный процесс оснащен разноуровневыми образовательными программами. Сохранено видовое многообразие учреждений дополнительного образования.
Позитивных тенденций в развитии системы дополнительного образования много, но еще больше предстоит сделать. К приоритетным задачам развития дополнительного образования логично отнести:
– обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей;
– создание современной индустрии детского досуга, условий для разработки и реализации сетевых, инфраструктурных и системных проектов, направленных на позитивную социализацию детей;
– модернизация организационной структуры и системы управления;
– моделирование стандартов качества дополнительного образования детей, особенно в определении целевых индикаторов качества предоставляемых услуг;
– повышение инвестиционной привлекательности учреждений дополнительного образования ".
Боровиков Леонид Иванович, к. п. н., профессор, зав. кафедрой педагогики НИПКиПРО, выступил с докладом "Ресурсы развития как педагогический феномен ".
"Информационно-комммуникативное пространство межсистемного взаимодействия различных педагогических сообществ, прежде всего, творческих педагогических коллективов инновационных образовательных учреждений дополнительного образования детей, обязательно должно включать в себя, как стержневое основание, механизм передачи творческих педагогических идей и технологий от более опытных педагогов-практиков, к менее опытным, только еще начинающим свою профессиональную карьеру в дополнительном образовании ".
Денис Владимирович Чернов, к. и. н., доцент, научный руководитель ЦДТ "Содружество ", рассказал о реальных и потенциальных ресурсах учреждений дополнительного образования детей в условиях интеграции общего и дополнительного образования.
"Кадровые ресурсы являются первостепенными. В каждом учреждении педагог остается ключевой фигурой образовательного процесса. Главное сегодня – максимально использовать педагогический потенциал работников, повернув их от дисциплины исполнения к дисциплине мышления. Востребованным становится педагог, обладающий проблемным типом мышления и деятельности, видящий существенное различие между проблемой и задачей в том, что для решения проблемы необходимо конструирование нового. Его отличает мотивированное использование эффективного общения с коллегами, поиск и обработка информации, позволяющей профессионально расти и критически осмысливать свою педагогическую деятельность, создавать и реализовывать авторские образовательные программы разного вида, в том числе экспериментальные, интегрированные, комплексные ".
Галина Ильинична Соломеева, директор МБОУ СОШ № 136, остановилась на вопросе использования ресурсных возможностей дополнительного образования детей в совершенствовании образовательного процесса в школе.
"В решении многих задач, стоящих перед образовательным учреждением, важнейшую роль играет взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Дополнительное образование отличается многообразием видов деятельности, ориентировано на освоение ребенком новых социальных ролей, опыта неформального общения, формирование познавательных интересов, приобщение к культурным ценностям на основе свободного выбора видов и форм деятельности ".
Сергей Владимирович Федорчук, директор МУДО ГЦИ "Эгида ", рассказал о месте Городского центра информатизации "Эгида " в образовательном пространстве города.
"Городской центр информатизации ведет активную работу по внедрению информационных технологий в муниципальную систему образования с целью позитивного изменения качества образовательного процесса и повышения эффективности управления.
Центр "Эгида " осуществляет регулярную консультативную поддержку образовательных учреждений и их работников по проблемам внедрения информационных технологий в образовательный процесс и управленческую деятельность
Центром осуществляется подготовка слушателей по 50-ти различным программам ".
Тамара Андреевна Хаценюк, директор ЦДТ "Лад ", обратила внимание на управление ресурсными возможностями учреждения дополнительного образования детей в современных условиях развития образования.
"Отличительная особенность развития современной системы дополнительного образования – это активизация инновационной деятельности, которая характеризуется все более усложняющимися требованиями к организации и результативности образовательного процесса.
Специфическая функция руководителя заключается в выстраивании стратегии развития учреждения дополнительного образования. Сложность управления сводится к установлению заданного состояния функционирования системы ".
Наталья Юрьевна Райкова, ЦРТДиЮ Заельцовского района, рассказала про ресурсный центр как структурный компонент системы информационно-методического обеспечения инновационной деятельности.
"Ресурсный центр позволяет сделать доступными ресурсы знаний, предоставляет педагогическим работникам необходимую информацию по основным направлениям развития дополнительного образования, сведения о программах, новых педагогических технологиях, учебно-методической литературе по проблемам повышения качества обучения и воспитания детей.
Спектр деятельности Центра разнообразен, на базе его сегодня осуществляются: сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение ее до педагогов, родителей, руководства учреждения ".
После окончания докладов всех присутствующих порадовали своим выступлением вокально-эстрадная студия "Имэйджн " ДДТ "Центральный " и Образцовый хореографический ансамбль "Отблески " ДХЭШИ "Весна ".
18 февраля, в Доме детского творчества им. В.Дубинина была организована работа по секциям: "Современное учреждение дополнительного образования детей как ресурсный центр ", "Дидактические возможности реализации познавательно-творческого потенциала обучающихся " и "Развитие личности в дополнительном образовательном пространстве ". Около 40 педагогов из 13 учреждений представили свой опыт реализации ресурсных возможностей дополнительного образования. Традиционно по итогам работы педагогических чтений был издан сборник тезисов с одноименным названием "Ресурсные возможности учреждений дополнительного образования детей в модернизации российской школы ". Ознакомиться с ним можно будет на Международной образовательной выставке "УЧСИБ – 2009 ", стенд № 727.
Добавить комментарий