Министерство образования и науки спросит школьников, историю какой религии они хотят изучать

12.03.2009

"Министерство    Министерство образования и науки РФ обратилось к регионам с просьбой узнать мнение школьников и их родителей, историю каких религий и в какой форме учащиеся хотели бы изучать в рамках образовательной программы "Духовно-нравственная культура ", возможность введения которой сейчас обсуждается чиновниками и экспертами, сообщила начальник отдела департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования министерства Татьяна Петрова.
   В России уже несколько лет ведутся споры по поводу введения школьного предмета "Основы православной культуры " (ОПК). Его сторонники указывают на факультативность предмета и его культурологическую, а не миссионерскую направленность. Противники опасаются, что преподавание ОПК, преподносимое как светская дисциплина, на практике превратится в "Закон Божий ". Также есть мнение, что этот предмет может затронуть права представителей иных религиозных конфессий и этим нарушить Конституцию РФ. Учитывая последний аргумент, Русская православная церковь в конце 2007 года предложила Министерству образования и науки ввести в школьный учебный план образовательную программу "Духовно-нравственная культура ", частью которой и должны стать ОПК, а также предметы по истории других религий.
    "В первую очередь, надо выяснить, каков запрос родителей и самих учеников на изучение этих предметов. В этой связи мы сейчас разослали по субъектам РФ инструментарий для таких опросов, чтобы выяснить в каждой школе, что бы хотелось родителям учеников и старшеклассникам знать, с чем они хотели бы познакомиться и чему научиться в этой области ", – сказала Татьяна Петрова.
   По словам Татьяны Петровой, после того, как будут собраны мнения старшеклассников и родителей учеников младше 14 лет, каждая конкретная школа и ее учредитель смогут определить, историю какой религии (например, православия, ислама или иудаизма) будут изучать ее ученики и в какой форме (к примеру, в виде урока с игровыми элементами, в форме бесед или даже экскурсий). Кроме того, школа решит, сколько часов в неделю и по каким учебникам будет вестись преподавание занятий по истории религий.
   При этом Министерство образования и науки не будет навязывать школам мнение о целесообразности введения таких предметов, добавила собеседница агентства.
   Учителя – светские или священнослужители?
   Татьяна Петрова напомнила, что прежде вопросы, связанные с изучением истории и культуры традиционных религий, определялись региональным законодательством. В ряде регионов, где ОПК в качестве факультатива преподается уже несколько лет, были подготовлены и прошли повышение квалификации многие светские учителя.
    "Во-первых, у нас есть специализация в рамках подготовки учителей – преподавателей истории и обществознания. Во-вторых, есть учителя, которые сами этим интересуются. Такого рода знания востребованы в рамках гуманитарных дисциплин: литературы, истории, обществознания и краеведения ", – сказала она.
   По ее мнению, говорить о массовом привлечении священнослужителей к преподаванию занятий в рамках "Духовно-нравственной культуры " в школе еще рано.
    "Дело в том, что у священнослужителей дипломы, которые востребованы пока лишь внутри традиционных религиозных организаций. И, честно говоря, учебные планы их подготовки не содержат необходимых навыков педагогической работы ", – сказала она.
   Однако чиновница напомнила, что существует приказ, зарегистрированный Министерством юстиции еще в 2003 году, согласно которому священнослужители по согласованию с руководством школы, родительской общественностью и органом местного самоуправления имеют право заниматься с ребятами, но во внеучебное время.
    "Им никто этого не запрещает, просто надо соблюсти эти рамки, то есть необходимо получить добро от администрации и учредителя школы и пожалуйста, приходите и работайте! " – добавила она.
   При этом Татьяна Петрова подчеркнула, что проводить религиозные обряды на уроках в общеобразовательной школе, в том числе, молиться в рамках этого предмета нельзя – это запрещено Конституцией РФ.
   Когда историю религий начнут изучать в школе
   Как ранее отмечал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, новый государственный образовательный стандарт начнут вводить в начальной школе с 1 сентября 2009 года. Однако массовый переход на новый стандарт в первом-четвертом классах произойдет в сентябре 2010 года.
   Все аспекты, связанные с преподаванием предметов в рамках программы "Духовно-нравственная культура ", по словам Татьяны Петровой, будут отражены в двух документах – базисном учебном плане и примерных образовательных программах. Базисный учебный план будет определять обязательную часть (инвариантную) и необязательную (вариативную).
    "И в той, и в другой части найдется место для занятий в рамках "Духовно-нравственной культуры ", – считает собеседница агентства.
   По ее мнению, в конце этого года – начале следующего документы уже будут готовы. Их разработкой сейчас занимается Российская академия образования (РАО), в частности, межконфессиональная рабочая группа, которую возглавляет президент РАО Николай Никандров.
    "Кроме того, издательство "Просвещение " в конце этого года планирует выпустить специальную книгу для учителя по "Духовно-нравственной культуре ", чтобы было понятно, о чем с детьми и в какой форме разговаривать ", – сообщила представитель Министерства образования и науки.
   Как сообщил РИА Новости научный руководитель проекта РАО по разработке нового образовательного стандарта Александр Кондаков, в качестве альтернативы предметам по истории одной из религий в школе может преподаваться курс "Основы мировых религий " или "Светская этика ".
    "В данном случае права ни одного ребенка не должны быть ущемлены ", – считает эксперт.

Добавить комментарий

Target Image