В Новосибирске обсудили вопросы формирования муниципальной модели дошкольного образования
26 марта в ГЦОЗ "Магистр " прошло заседание коллегии Главного управления образования мэрии Новосибирска по вопросам работы органов управления образованием и дошкольных образовательных учреждений по формированию муниципальной модели дошкольного образования.
В мероприятии приняли участие специалисты Главного управления образования мэрии Новосибирска, руководители управлений (отделов) образования администраций районов, руководители дошкольных образовательных учреждений Новосибирска.
С приветственным словом к присутствующим обратился Геннадий Алексеевич Старцев, начальник Главного управления образования мэрии Новосибирска.
О работе органов управления образованием и дошкольных образовательных учреждений по формированию муниципальной модели дошкольного образования рассказала Елена Викторовна Симантовская, начальник отдела дошкольного образования Главного управления образования мэрии Новосибирска. О работе управления образования администрации Кировского района и дошкольных образовательных учреждений по реализации принципов качества и доступности дошкольного образования рассказала Ирина Алексеевна Курилова, начальник управления образования администрации Кировского района.
С докладом "Роль дополнительного образования в системе воспитания детей дошкольного возраста " выступила Елена Валерьевна Параскун, педагог-психолог центра развития дошкольников ДДТ им. В. Дубинина Ленинского района.
О современных подходах к формированию государственно-общественного управления ДОУ рассказала Марина Георгиевна Трофимова, заведующая МДОУ детский сад №262 Дзержинского района.
Об опыте работы ОГОУ "Новосибирский педагогический колледж №1 им. А.С. Макаренко " по подготовке педагогических кадров в системе дошкольного образования рассказала Людмила Михайловна Шапорина, директор ОГОУ "Новосибирский педагогический колледж №1 им. А.С. Макаренко ".
В ходе встречи докладчиками было заявлено, что на сегодняшний день в нашем городе работают 234 МДОУ, которые посещают 44365 детей. С учетом образовательных и социокультурных запросов родителей и особенностей развития и здоровья детей в городе сформировано видовое разнообразие МДОУ:
– детский сад общеразвивающего вида – 13 МДОУ (6% от общего числа МДОУ);
– детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников – 31 МДОУ (13% от общего числа МДОУ);
– детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников, – 12 МДОУ (5% от общего числа МДОУ);
– детский сад комбинированного вида – 126 МДОУ (54% от общего числа МДОУ);
– центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекций и оздоровления всех воспитанников – 52 МДОУ (22% от общего числа МДОУ).
Согласно новому Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении принципиально изменен подход к определению видов ДОУ. В зависимости от направленности групп и возраста детей будут различать 8 видов ДОУ. Помимо шести, ставших уже традиционными, вводятся два новых вида детского сада – детский сад для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет) и детский сад для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).
Программы дошкольного образования реализуются в 6-ти МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальных школах-детских садах (начальная школа – детский сад № 401, № 33, "Зимородок ", прогимназии № 1 и № 2, специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 60 "Сибирский лучик "). Эти учреждения посещают 647 детей дошкольного возраста.
Программы дошкольного образования также реализуются в 14-ти общеобразовательных учреждениях. Дошкольные группы с 12-часовым пребыванием открыты в МОУ СОШ №№ 180 Заельцовского района; 207 и 26 Калининского района; 198 Кировского района; 90, 73, 15, 69 Ленинского района, 16 Октябрьского района, 117 Первомайского района, 4 Центрального района, санаторная школа-интернат № 133 Ленинского района, Новосибирский городской педагогический лицей, Сибирский Кадетский Корпус. Их посещает 1125 дошкольников. Сегодня это перспективное направление развития дошкольного образования. В школах созданы условия, приближенные к условиям детских садов. Активно ведется работа по созданию таких групп в Ленинском, Октябрьском, Советском, Калининском, Первомайском районах.
Комплекс мероприятий, проводимых мэрией, органами управления образования, дошкольными учреждениями (передача детских садов в муниципальную собственность; освобождение от арендаторов; проведение текущего и капитального ремонта, перепрофилирование учреждений и использование их по прямому назначению, строительство новых детских садов) позволил за период 2005-2008 годов создать в Новосибирске дополнительно более 8 тысяч новых мест для дошкольников, увеличить охват детей различными формами дошкольного образования с 51% до 63%.
Только за последний год после капитального ремонта открыто 10 зданий детских садов. В 2008 году построено 8 новых зданий дошкольных учреждений (МДОУ №12 в Заельцовском районе; МДОУ №21 в Калининском районе; МДОУ №4 в Кировском районе; II корпус МДОУ №298 и II корпус МДОУ №88 в Ленинском районе; МДОУ №6 в Октябрьском районе; МДОУ №16 в Советском районе; МДОУ №42 в Центральном районе).
К тому же, в прошлом году построено частным инвестором и сдано в эксплуатацию новое здание НДОУ "Акварель " на 70 мест. Таким образом, в 2008 году создано более 3300 новых мест, причем треть из них открыта в Ленинском районе.
Четвертый год в Новосибирске идет эксперимент по "предшкольному образованию ", открытый распоряжением мэра. На базе муниципальных общеобразовательных учреждений создано 100 групп кратковременного пребывания для 1817 детей старшего дошкольного возраста. Такая форма дошкольного образования позволяет уравнять стартовые возможности детей при поступлении в школу.
Для отслеживания результатов эксперимента, проведения мониторинга состояния здоровья детей, уровня готовности к освоению программ последующего этапа образования функционирует лаборатория "предшкольного образования " на базе Городского центра образования и здоровья "Магистр ".
Следующим направлением развития новых форм дошкольного образования является открытие групп кратковременного пребывания. Так, в МДОУ Новосибирска открыто 56 групп кратковременного пребывания, которые посещает 840 детей. Наибольшее количество групп открыто в Кировском районе.
В контексте работы по сохранению и укреплению здоровья детей важно выделить проблему доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями. Сегодня 778 групп компенсирующей направленности (в сравнении с 2007 годом, на 77 групп больше) посещают 13708 детей (на 1631 ребенка больше, чем в 2007 году).
В настоящий момент МДОУ посещают 238 детей-инвалидов. Необходимо отметить, что инклюзивно включены сегодня в систему дошкольного образования 25 детей-инвалидов с умственной отсталостью и аутизмом, из них 10 человек с синдромом Дауна. Позитивный опыт инклюзивного образования отмечен в Калининском, Дзержинском, Ленинском, Советском, Центральном районах.
Большую помощь развитию детских садов, укреплению их материально-технической базы, совершенствованию образовательного процесса, оказывают органы государственно-общественного управления. В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях города активно работает 146 попечительских советов, некоммерческих партнерств и общественных фондов.
Развитие дошкольного образования и повышение его качества находятся в прямой зависимости от эффективности кадровой политики, уровня квалификации работников ДОУ. В муниципальной системе дошкольного образования сегодня работает 5231 педагогический работник. 48% из них имеют высшее профессиональное образование; 46% – среднее профессиональное.
Только за 2008 год за счет прироста "новой сети " ДОУ в системе дошкольного образования создано более 1000 новых рабочих мест.
С сентября 2008 года в рамках городской программы подготовки педагогических кадров на обучение в Новосибирский государственный педагогический университет по специальности "дошкольная педагогика " направленно 12 выпускников школ города за счет бюджета.
Тесное сотрудничество продолжается сегодня с ГОУ "Педагогический колледж №1 им. А.С. Макаренко ". В феврале 2009 года была изучена потребность в профессиональном обучении кадров, работающих в муниципальной системе дошкольного образования: 168 работников МДОУ готовы сегодня получить специальное профессиональное образование в "Педагогическом колледже №1 ".
В заключение Геннадий Алексеевич Старцев подвел итоги встречи, отметив, что в муниципальной системе образования складывается современная модель дошкольного образования, а органами управления образования, руководителями дошкольных образовательных учреждений ведется поиск новых управленческих подходов для создания современных условий воспитания и развития детей дошкольного возраста. Участниками заседания был принят проект-решение коллегии.
Добавить комментарий