Как поднять престиж профессионального образования?

26.08.2009

"Как    В течение последних десяти лет на рынке образования устойчиво сохраняется мода на гуманитарные специальности.
   Нынешняя абитуриентская кампания не стала исключением. Молодые люди выбрали экономические, юридические и сервисные специальности. Технические факультеты вузов, не говоря уже об образовательных учреждениях начального и среднего профессионального звена, с трудом набрали учащихся. И никакие доводы о том, что обладателям дипломов юристов сейчас практически невозможно найти работу, а на рынке труда требуются инженеры, технологи и рабочие, не останавливают выпускников школ и их родителей.
   По данным департамента труда и занятости, на сегодняшний день в Новосибирской области имеется 21 тысяча вакансий, 23 процента из них – в обрабатывающей промышленности, 12,5 процента – в сфере ремонта и обслуживания машин и механизмов, 10 процентов – в образовании, 9 – в коммунальном хозяйстве, 8,4 – в строительстве.
   Как поднять престиж профессионального образования, что нужно сделать, чтобы молодежь пошла на заводы, захотела работать на стройках? Об этом шла речь на "круглом столе ", организованном редакцией "Российской газеты ".
   По словам заместителя руководителя департамента образования Новосибирской области Владимира Щукина, на сегодняшний день в Новосибирске и области 59 профессиональных учебных заведений начального и среднего звена. В прошлом году на первый курс этих учебных заведений было принято 14 тысяч человек, выпущено – 12 тысяч. Это – 20 процентов от общего количества выпускников школ, так как 80 процентов вчерашних школьников ориентированы на высшее образование.
   При этом от 50 до 70 процентов выпускников техникумов и колледжей, опять же, поступают в вузы. В этой ситуации радует хотя бы то, что они поступают в технические университеты и академии — СГГА, НГТУ, СибГУТИ — на инженерные специальности. Такие данные привели заместитель директора колледжа телекоммуникаций и информатики Валерий Ситников, заместитель директора колледжа электроники Владимир Первухин, директор электромеханического колледжа транспортного строительства Сергей Королев и заместитель директора промышленно-экономического колледжа Анатолий Костин.
   Казалось бы, 12 тысяч человек, ежегодно получающих технические профессии, – не так уж мало. Однако проблема в том, что реально приходят на производство лишь 60 процентов из них. Среди причин, по которым молодые люди не могут стать на рабочую стезю, у юношей лидирует армия – 11 процентов выпускников ссузов, едва получив диплом, отбывают на службу. Среди девушек три процента не могут начать карьеру из-за того, что становятся мамами. Остальные "растворяются ", и остается только предполагать, что они делают: сидят на шее у родителей или находят работу в других сферах деятельности, далеких от полученной профессии.
   Директора техникумов и колледжей сетуют на низкую зарплату, которую предлагают молодым специалистам на государственных предприятиях. Сейчас она составляет в среднем 7-8 тысяч рублей. Впрочем, сложно предположить, что частный предприниматель, принимая на работу вчерашнего ученика, будет платить больше.
   Владимир Щукин добавил, что предприниматели вообще крайне неохотно берут на работу выпускников училищ и техникумов, так как их не устраивают личностные качества таких работников: "Работодателям нужны дисциплинированные, ответственные, добросовестные работники, готовые обучаться, проявлять инициативу. Между тем сегодняшние молодые люди ориентированы не на то, чтобы проявлять инициативу и добросовестно трудиться, а только на то, чтобы потреблять ".
   Анатолий Костин привел конкретный пример: "К нам приходят выпускники детских домов, которые до 18 лет жили за государственный счет. По достижении 18 лет они продолжают считать, что кто-то должен регулярно обеспечивать им жилье, одежду и компот с булочкой на столе. Переломить этот стереотип в их сознании практически невозможно. Они изначально ориентированы на иждивение ".
   Похоже, что сегодня и "домашние " дети, выросшие с родителями, тоже на это ориентированы. По мнению проректора НГТУ Анатолия Батаева, в нашем обществе нарушены приоритеты. У нас престижно быть менеджером, но непрестижно работать на производстве. Мы знаем, что наш ребенок вряд ли найдет работу с дипломом юриста, выданным негосударственным вузом, но мы все равно отправляем его туда, потому что учиться на юриста не в пример легче, чем, скажем, на технолога сварочного производства.
   Сергей Королев видит выход в популяризации современных производственных технологий, пропаганде эстетики труда: "Ведь многие до сих пор думают, что труд заводчанина – это работа в грохочущем цехе, по локоть в мазуте и по колено в грязи. На самом деле профессия того же станочника, обслуживающего станки с ЧПУ, – это больше интеллектуальная, нежели физическая работа ".
   С 2008 года департамент труда и занятости Новосибирской области ведет в учебных заведениях мониторинг опасности быть нетрудоустроенным. Так вот, в 2009 году рискуют быть нетрудоустроенными порядка 6 процентов выпускников вузов и ссузов. Первыми в этом "черном списке " значатся экономисты, менеджеры и юристы.

Добавить комментарий

Target Image