В Новосибирске определили, каким должен быть современный учитель
2 сентября в рамках подготовки к Международному молодежному инновационному форуму "Interra-2009 " на базе Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования прошел круглый стол на тему "Современный учитель в "Новой школе ".
Организаторами мероприятия выступили Департамент образования Новосибирской области и Агентство информационного развития "Столица Нск ".
Об инновациях в образовании рассуждали как уже опытные педагоги, так и начинающие специалисты. В состав экспертного совета вошли заместитель руководителя департамента образования Новосибирской области Наталья Петровна Юсупова, заместитель руководителя департамента образования Новосибирской области Владимир Николаевич Щукин, заместитель руководителя Главного управления образования мэрии Новосибирска Наталья Николаевна Копаева, руководитель центра инновационных и прикладных разработок Новосибирского государственного педагогического университета Дмитрий Александрович Метелкин, победители Всероссийского конкурса "Учитель года " – Инна Юрьевна Баранова, учитель химии школы № 59, и Жанна Владимировна Курченкова, учитель английского языка гимназии № 2, а также специалисты Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Главной темой этой встречи стали вопросы: "Как взрастить инноватора, и должна ли этим заниматься современная школа? ", "Способствует или препятствует общество развитию деятельности педагогов-инноваторов? ".
"Рождаются или становятся инноваторами? " – ответ на этот вопрос за круглым столом педагоги дают однозначно: без должного внимания задатки таланта так и останутся лишь задатками. Главная задача современной школы, считают собравшиеся, выявлять и развивать дарования. Такие выводы основаны не только на теории. Конкретные апробированные инновационные образовательные проекты в нашем городе и области есть. Три таких проекта были представлены на встрече. Целью проекта Марины Викторовны Прохоровой, учителя информатики гимназии № 13, стала организация дистанционной поддержки обучения информатике и ИКТ с помощью сайта, способного формировать информационную компетентность участников образовательного процесса. Сайт позволяет решать проблемы изучения большого объема материала, малого количества часов (1 час информатики в неделю) в расписании, сдачи ЕГЭ по информатике, изучения предмета школьниками, находящимися на индивидуальном обучении.
Учащиеся Екатерины Викторовны Балабушевич, преподавателя биологии гимназии № 6 "Горностай ", занимаются проектно-исследовательской деятельностью, участвуют в экспедициях, экологических, валеологических и природоохранных социально значимых мероприятиях.
Екатерина Викторовна отмечает, что школьники получают не только качественные знания по биологии, но и развитие необходимых для современного общества жизненных ценностей, таких как толерантность, милосердие, здоровый образ жизни: "Ребята помогают детям-инвалидам в центре "Теремок Надежды " при гимназии, заботятся о малышах Дома малютки № 1, проводят дни здоровья для маленьких гимназистов ". А в Черновской общеобразовательной школе уроки математики уже третий год проводятся перед монитором компьютера. Александр Александрович Рифлинг, учитель математики Черновской школы Кочковского района: "Ученики работают индивидуально, то есть – только ученик и компьютер, а учитель выступает организатором учебного процесса. И результаты высокие – школьники стали более ответственно подходить к обучению, видно, что они заинтересованы получать знания самостоятельно ".
Компьютеры, интерактивные доски, лазерные указки – для современной школы эти атрибуты уже не новшество, а обыденная норма. Но сама по себе техническая оснащенность учебного заведения прорыва не даст, и на встрече это особенно подчеркивалось. Ответственность, как и всегда, лежит на педагогах, которым суждено внедрять новые образовательные стандарты. Провести урок, да еще сделать это так, чтобы ребенок, избалованный компьютером и обилием информации, слушал и понимал – дело нелегкое.
На семинаре рассматривался вопрос противодействия инновациям, непонимания и коллегами, и родителями. В чем причина, пытались разобраться эксперты.
"Прежде всего, нам нужно понимать, что такое инновации. Ведь именно педагоги "старой школы " находили свои методы и пути, чтобы воспитать тех, кто сегодня правит страной, делает научные открытия, спасает сотни жизней. Главное – не облекать свои открытия в оболочку красивых презентаций, а то, чтобы ваша работа была целесообразной, приносила достойный результат, – считает руководитель Агентства информационного развития "Столица Нск " Константин Александрович Антонов. – Тогда придет и понимание, и осознание важности ваших трудов ".
Получается, что мало владеть современными технологиями, нужно уметь раскрыть талант ребенка, научить его самостоятельно думать, научить его быть добрым и отзывчивым.
"Любая инновация рождается в рамках традиции. И это замечательно, что в наших школах работают учителя разного возраста, реализующие разные программы и технологии. Мне с позиции родителя хочется, чтобы в школе была стабильность, чтобы инновации гармонично сочетались с традициями. Это важно и значимо для нашей российской школы, – считает доцент кафедры отечественной истории НГПУ Ольга Михайловна Хлытина. – В нашей истории было много моментов, когда мы разрушали все до основания. Но прежде чем разрушать, стоит подумать, а почему это в таком виде дошло до сегодняшнего дня, может в этом есть ценностный смысл, который позволяет нам сохранить свою аутентичность ".
И все же, отмечают эксперты, нововведения уже приносят свои плоды. "Проведя анализ итогов ЕГЭ, мы выяснили, что результат экзамена в учебных заведениях, реализующих новые педагогические формы работы, в два раза выше, чем в общеобразовательных школах, где учитель использует на уроках только мел.
На сегодняшний день в школьном образовании, в том числе в Новосибирске и Новосибирской области, апробируются индивидуальные траектории обучения, когда образовательная программа разрабатывается для каждого ученика. Мы стремимся к тому, чтобы полученное образование позволяло школьнику состояться и как профессионалу, и как человеку ", – говорит заместитель руководителя департамента образования Новосибирской области Наталья Петровна Юсупова.
Также Наталья Петровна выступила с предложением создания клуба для педагогов, где специалисты города и области будут обмениваться идеями и опытом.
Итак, в современной системе ставка сделана на индивидуальность каждого ученика. И раскрывать ее педагоги намерены через призму инновационности, которая предполагает и совершенствование самих наставников, поэтому крылатая фраза "Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся " приобретает все большую актуальность.
Добавить комментарий