В Новосибирске обсудили, как адаптировать детей-сирот к взрослой жизни

18.09.2009

"В    17 сентября на базе Городского центра информатизации "Эгида " прошли III новосибирские чтения по теме: "Социальная адаптация и образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: теория и практика ".
   Организатор мероприятия – Главное управление образования мэрии города Новосибирска.
   В чтениях приняли участие руководители и специалисты управлений (отделов) образования, отделов опеки и попечительства администраций районов города Новосибирска, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общественных и государственных органов и организаций – представители Москвы, Алтайского края, Кемеровской области, Омской и Томской областей.
   На слушаниях специалисты системы образования обсудили новые формы и способы социальной адаптации детей-сирот. По официальным данным, в этом году число таких детей в нашем городе хоть ненамного, но сократилось. Всё чаще воспитанников детских домов берут под опеку, и ребёнок взрослеет в семье, пусть даже неродной. Для тех, кто остаётся в детдомах, есть свои специальные программы.
"В    Сергей Александрович Нелюбов, заместитель начальника Главного управления образования мэрии Новосибирска: "В настоящее время в Новосибирске проживает около 250 тысяч детей, из них – 3837 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей: 2727 находится под опекой, 221 ребенок в 130 приемных семьях, 648 детей проживает в детских домах и школах-интернатах, а 241 – в домах ребенка. За последние три года в нашем городе закрыты 4 детских дома ".
   На встрече были представлены психолого-педагогические технологии социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также рассмотрен опыт работы различных регионов нашей страны.
   Об основных механизмах социализации детей-сирот поведала Зоя Ивановна Лаврентьева, доцент кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ. По ее мнению, ведущим механизмом социализации детей на сегодня является корпоративная деятельность: "В последние годы мы делали ставку на личный успех ребенка. Но не стоит забывать, что личный успех зависит от той группы, в которой ты работаешь. Все взаимосвязано ". Корпоративный дух, сотрудничество, внесение собственного вклада, ответственность – важно научить ребенка жить в дружбе и понимании с другими людьми.
   Учеными выявлена проблема саморазрушения личности. Дети теряют интерес к романтике трудовой повседневной деятельности, походам, путешествиям, находят сиюминутные удовольствия в компьютере, телевизоре. Нужно привить им вкус к успеху – а для этого нужно трудиться душой, телом, резюмирует Зоя Ивановна.
   В этом году факультет социальной педагогики НГПУ выпустил одну группу по специализации "работники детских домов ". Также при факультете открыта группа приемных родителей.
"В    Духовное воспитание – залог успешной личности, уверен Игумен Филипп, настоятель храма в честь Архистратига Михаила. На сегодняшний день церковь работает с более двадцатью детскими учреждениями. Со своими наставниками ребята ездят в храмы, к монастырям, на святые источники. Здесь дети получают не только духовную поддержку, но и решение мирских проблем – помощь в устройстве на работу или в жилищных вопросах.
   В Ордынском районе при мужском и женском монастырях работают два небольших приюта. В планах – открытие Материнской обители – приюта для мам и детей, попавших в сложную ситуацию, а также православного лагеря, где воспитанники в течение месяца могут жить в духовной среде.
    "Если ребенок выйдет из детского дома с верой – все у него получится, и общество духовно возродится ", – говорит игумен Филипп.
   "В Проблему восстановления здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подняла Нина Александровна Склянова, директор Городского центра образования и здоровья "Магистр ": "По нашим данным среди 4 тысяч детей, с которыми мы работаем, 1 % здоровых. Речь не только о физических проблемах, но и о психических, социальных ".
   Среди решений, предложенных Ниной Александровной – такая поддержка центра "Магистр ", как открытие на базе детских домов Школ здоровья; обеспечение подготовки тренеров по физической культуре, включающей психологическую; обучение психологов, социальных педагогов; тренинги по профилактике профессионального выгорания воспитателей и многие другие программы.
"В   К воспитанию и образованию детей-сирот нужен особый подход, уверены специалисты. Таким детям необходимо больше внимания и общения. И по-особенному их нужно готовить к взрослой жизни. К примеру, в санаторном детском доме "Надежда " ребят с раннего возраста учат планировать собственный бюджет и выстраивать отношения с окружающими. Помогают специальные игровые программы, где ребята пробуют себя в различных социальных ролях.
"В   Интересным опытом работы с воспитанниками детских домов поделилась Елена Михайловна Черкасова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы "Областной центр образования ". В школе реализуются системы профильного агротехнологического образования, а также дополнительного – по художественно-эстетическому, эколого-биологическому и физкультурно-спортивному направлениям.
"В    Татьяна Ивановна Женова, директор благотворительного фонда памяти имени Володи Женова: "Основной принцип нашей работы: помощь должна быть адресной и не разовой – мы следим за развитием наших подопечных ".
   Фонд решает проблемы, которые по тем или иным причинам не может решить государство – сюда входит и поддержка воспитателей детдомов. Среди необычных проектов фонда – "Клуб фотопутешественников ": ребята встречаются с профессиональными фотографами, путешественниками, а иногда, при поддержке фонда, сами отправляются путешествовать.
   Итак, специалисты приходят к выводу, что к воспитанию детей-сирот тоже должен быть инновационный подход. В детских домах также необходимы программы по сохранению здоровья ребят, и педагоги нужны современные. Важно следить за судьбой воспитанников и после того, как они покинут родные стены. А для того, чтобы ребята могли адаптироваться в жизни, им нужно помогать при устройстве на работу и с приобретением жилья. Хочется надеяться, что все эти задачи будут и далее реализовываться успешно, и тогда в нашем обществе эти дети не будут чувствовать себя чужими среди своих.

"В"В"В"В
"В"В"В"В
"В"В"В"В

Добавить комментарий

Target Image