Уважаемые новосибирцы и гости города!
16 октября в большом зале Дворца творчества детей и учащейся молодежи "Юниор " прошло Единое родительское собрание сети специализированных классов математического и естественно-научного направлений.
В собрании приняли участие руководители органов управления образованием, руководители образовательных учреждений, педагоги, родители, представители общественности. На встрече обсудили задачи, проблемы и цели проекта создания и развития системы спецклассов в Новосибирской области.
Как рассказал начальник Управления общего образования Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Владимир Николаевич Щукин, в марте 2010 года был проведен конкурсный отбор общеобразовательных учреждений, готовых внедрять проекты создания специализированных классов для одаренных детей естественно-научного и математического профилей.
В конкурсе приняло участие 41 общеобразовательное учреждение области, в том числе – 21 образовательное учреждение из Новосибирска. По итогам конкурсного отбора, на основании решения конкурсной комиссии составлен рейтинг учреждений образования, в которых созданы специализированные классы.
В соответствии с рейтингом, приказами департамента образования Новосибирской области были определены 19 общеобразовательных учреждений Новосибирской области, на базе которых открыты 23 специализированных класса для одаренных детей (562 человека). Отбор обучающихся в специализированные классы проводился региональным оператором ГБОУ ДОД НСО "Областной центр работы с одаренными детьми ".
Цель функционирования сети специализированных классов математической и естественно-научной направленности – обеспечение нового качества образования и условий саморазвития личности, отвечающее запросам информационного общества и запросам экономики региона, с учетом научного потенциала. "Задача развития математического и естественно-научного направления была поставлена исходя из специфики социально-экономического развития Новосибирской области, из особенностей того научного потенциала, который у нас есть, исходя из опыта, который наработан за все время существования физико-математической школы и специализированного научного центра НГУ. Это те направления, которые определяют развитие Технопарка, науки, производственной сферы ", – рассказал Владимир Николаевич.
"Из хорошего физика и математика может получиться хороший психолог, педагог, экономист, но вряд ли возможно наоборот ", – также отметил он.
Финансовый норматив на реализацию программы в три раза выше, чем в общеобразовательной школе, это учебные расходы и фонд оплаты труда. В спецклассах будут работать преподаватели профессорско-преподавательского состава.
Открыл собрание заместитель министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Дмитрий Александрович Метелкин: "Хочется поблагодарить родителей, которые доверили нам своих детей, для того чтобы вместе мы попытались спроектировать и создать инновационную среду, которая стимулирует к развитию, которая дает новые возможности для развития потенциала детей. Родители – люди, на которых держится система работы с одаренными детьми, они вкладывают свою душу, время, все то, чего они добились на сегодняшний момент, в будущее наших детей. Мы очень надеемся, что такие собрания станут для нас традицией, и мы будем в дальнейшем подробно анализировать происходящее ".
На собрании прозвучали выступления Светланы Григорьевны Барам, к. х. н., профессора, заведующей кафедрой химии СУНЦ НГУ, председателя предметной экспертной комиссии комплексного сопровождения специализированных классов по химии, методиста Областного центра работы с одаренными детьми; Екатерины Викторовны Деминой, к. псих. н., психолога Областного центра работы с одаренными детьми; Максима Анатольевича Ильина, к. х. н., доцента кафедры химии СУНЦ НГУ. Директор СУНЦ НГУ, д. ф.-м. н., профессор, председатель предметной экспертной комиссии комплексного сопровождения специализированных классов по физике Николай Иванович Яворский: "Физико-математическая школа в Академгородке имеет почти 50-летний опыт отбора одаренных детей, воспитания в школе-интернате, образования на уровне мировых стандартов: каждый четвертый выпускник – кандидат наук, среди них представители бизнеса, банковской структуры. Обучение здесь – серьезный задел для работы в различных сферах человеческой деятельности.
В специализированные классы необходимо отбирать тех, кто может двигаться в этом направлении, ведь обучение интенсивное и сложное. Каждый год проводятся серьезные испытания, где определяется вопрос дальнейшего обучения. Но нет ничего страшного в том, если ребенок продолжит обучение в другом направлении.
Важна мотивация одаренных детей – любить создавать новое; таких людей мало – около 6 % общества относятся к категории созидателей, остальные – потребители, поэтому нужно понимать, это очень дорогие кадры ".
Особое внимание на встрече уделили вопросам психологической работы с талантливыми детьми. Переходя в специализированный класс, ребенок получает определенный стресс: будучи отличником в стандартном классе и попадая в коллектив таких же одаренных, зачастую он "скатывается " на двойки – и это вполне обычная ситуация, говорит, Николай Иванович – нужно отнестись к этому спокойно и с пониманием.
Юрий Леонидович Башкатов, к. ф.-м. н., доцент кафедры физики СУНЦ НГУ, член предметной экспертной комиссии комплексного сопровождения специализированных классов по физике, методист Областного центра работы с одаренными детьми: "Родителям не следует требовать сиюминутных успехов от подростка, надо постараться терпеливо поддерживать его интерес к естественно-научным дисциплинам. Кстати, увлеченные одним предметом, как правило, имеют прекрасные результаты и в других ".
У детей, обучающихся в специализированных классах, особенно большая нагрузка, говорят специалисты, поэтому не следует забывать о том, что им необходимы прогулки на свежем воздухе, спорт и здоровый сон. У каждого свой темп восприятия материала, к каждому нужен индивидуальный подход – важна всесторонняя поддержка учителей и родителей. Галина Яковлевна Куклина, к.ф.-м.н., доцент кафедры математических наук ММФ и СУНЦ НГУ, директор Областного центра работы с одаренными детьми: "Специализированные классы – прекрасная возможность обнаружить и реализовать внутренний ресурс для развития и роста, как профессионального, так и личностного, всем участникам образовательного процесса – учителям, ученикам и их родителям.
Главное, на наш взгляд – поддержать, воспитать желание и умение работать, самостоятельно развиваться, обращаясь за помощью к учителю, одноклассникам, пособиям и другим источникам информации.
Наша совместная задача – вдохновлять ребенка на его собственный рост, верить в безграничность его возможностей. В такой ситуации недостаточно высокий уровень знаний на старте не является определяющим фактором развития, ограничителем будущих достижений ".
По словам Галины Яковлевны, перед родителями, как и перед учителями, стоит непростая задача. С одной стороны – умственные нагрузки, ускорение в интеллектуальном росте ребенка, объемы и темпы освоения нового материала, с другой стороны – здоровье, физическое, эмоциональное, психическое. Каждодневно ребенок при помощи родителей решает в себе задачи личностного роста, "взращивает в себе ответственность за свою судьбу, здоровье, одаренность и собственный выбор ".
На собрании родители также получили ответы на волнующие их вопросы по организации обучения в специализированных классах.
Государство, которое стремится быть сильным, должно иметь прослойку научно-технической интеллигенции. Поэтому выпускники специализированных классов будут востребованы в современном обществе, говорят специалисты.
Вырастить гения не просто, и все же это стоит того, чтобы посвятить этому большую часть своей жизни, считают участники Единого родительского собрания.
Добавить комментарий