Гимназия № 11 делится методами организации учебной деятельности на уроках истории и обществознания
16 февраля 2012 года в МАОУ гимназии № 11 «Гармония» Октябрьского района состоялся мастер-класс «Приёмы и методы в организации учебной деятельности на уроках истории и обществознания» учителя истории и обществознания высшей квалификационной категории Светланы Артемьевны Мосуновой.
Мастер-класс докладчика состоял из нескольких этапов:
– теоретический материал по данной тематике,
– обсуждение вопросов: Как учить детей? Какие методы обучения помогают достичь поставленной цели? В чём актуальность проектной технологии и особенность?;
– практическая часть с аудиторией;
– представление ролевого проекта «КубРуб» (учащиеся 11 класса);
– анализ результативности по данной технологии.
В теоретической части были поставлены цели, задачи и раскрыты ведущие идеи. Цели работы С.А. Мосуновой:
– организация такого учебно-воспитательного процесса, при котором каждый ученик имеет возможность овладеть не только базовым уровнем учебного материала, но и развить свои творческие способности;
– формирование и развитие познавательного интереса к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности;
– воспитание социально-активной творческой личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.
Ведущая идея: проектная технология активно способствует формированию ключевых компетенций на уроках истории и обществознания, если:
– она опирается на изучение и анализ степени обученности проектной деятельности;
– учитывает мотивацию к занятиям проектной деятельностью;
– используется системно в образовательном процессе. Подчёркивая актуальность данной технологии, С.А. Мосунова отметила, что метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учёбой не увлечь. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений. Формулирование открытого задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы. Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность. Формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперёд к поставленной цели. В-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, викторины, олимпиады. Всё больший интерес представляет и работа над международными, всероссийскими и региональными проектами.
Следовательно, было подчёркнуто докладчиком, данная технология способствует формированию критического и творческого мышления учащихся, умению работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы – воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.
Аудитория на практике отработала несколько приёмов, с радостью вспомнив уроки истории и обществознания:
1) «да-нетка»;
2) «кластер» по теме «Правление Ивана IV»: охарактеризовать правление Ивана IV – личные качества, окружение, опричнина, внешняя политика, деятельность, оценка правления Ивана Грозного, последствия (используя только имена существительные);
3) «ПОПС» – позиция «я считаю…»;
4) Изобретательская задача (пример задачи на экономический рост);
5) «Шляпа мышление» (белый цвет – «нейтральная информация», красный – «за», чёрный – «против») и другие. Учащиеся 11 класса представили ролевой проект «КубРуб» по теме «Моё малое предприятие» (по обществознанию). С позиции классификации проектов это: межпредметный, групповой, ролевой мини-проект. Группа учащихся представила свой проект мини-предприятия, учитывая критерии, указанные заранее: создать своё малое предприятие в сфере бытовых услуг, указать количество сотрудников и критерии их отбора, организацию социальной сферы на предприятии, оформление помещения, затраты на аренду помещения, распределение прибыли и т.п. Выступление группы и защита проекта сопровождалось слайд-презентацией. По ходу представления проекта задавались вопросы и высказывались замечания.
При подведении итогов было видно, что детям очень нравится проектная деятельность, и они осознают её практическую ценность, ведь совсем скоро во взрослой жизни им предстоит решать все эти вопросы.
Корреспондент МАОУ гимназии № 11
учитель Зезюля Л.Н.
Добавить комментарий