Не грамотное письмо, а разумное чтение
При выработке грамотности у детей совершенно не учитываются ни индивидуальные, ни возрастные, ни гендерные особенности, считают специалисты. У девочек грамотность формируется примерно годам к пятнадцати, а у мальчиков – к восемнадцати. И до этого момента дети будут в той или иной степени неграмотно писать. Получается, что учить только правописанию Н и НН – позавчерашний день…
«Это научно установлено, но ни в одну школьную программу это не заложено», – комментирует ситуацию Алексей Владимирович Глазков, один из авторов и концептуальных разработчиков новой линии академических школьных учебников по русскому языку. По его мнению, формировать грамотность можно по-разному, не только путем изучения и заучивания правил. Это и долго, и скучно, и неэффективно. «А вот чему и как учить, мы с коллегами попытались решить, создавая новый учебник, который выходит сейчас в издательстве «Просвещение». Фокус перенесен в область работы с текстом. Мы сняли акцент с орфографии и пунктуации. Сделать человека грамотно пишущим – это лишь одна из задач. Мы хотим подготовить человека говорящего, пишущего, читающего. Это три актуальных аспекта образования. Мы же все время пишем на уроке русского языка и почти все время – под диктовку. Это не соответствует тем реальным речевым действиям, которые человек производит в жизни», – уверен специалист.
Школьник может миллион раз написать слово «кумачовый», не представляя себе, что такое кумач. А научиться писать бездумно нельзя. Значит, первая задача – не грамотное письмо, а разумное чтение.
Авторы учебника ориентируются на то, что есть разные дети и разные пути овладения грамотностью. Одним нужно логически помыслить, чтобы прийти к верному варианту написания, а другим нужно просто увидеть слово, которое они запоминают как картинку, как иероглиф. В учебнике есть правила, но есть и упражнения с выделенными словами, в которых можно сделать ошибки.
В методике обучения орфографии существует один парадокс: там пропускают буквы в сложных словах. Ученик видит слово с пропуском, а поэтому у него не создается правильного зрительного образа этого слова, остается сомнение, как же правильно писать. «От этого мы стремились уйти, – резюмировал Алексей Владимирович Глазков. – И вообще, мы решили, что (особенно в пятом-шестом классах) надо меньше давать слов с пропусками. Пусть правильно копируют, пусть меньше ошибаются».
То огромное количество часов, которое сейчас выделяют на русский язык, вполне может быть использовано более современно. Человек должен научиться не только письму под диктовку, но и письму деловому, написанию резюме, эссеистике. Задания по русскому языку можно переносить в Интернет. Можно устроить конкурс блогов. Это то, что интересно детям. Кто-то захочет участвовать, кто-то – нет, кто-то отнесется к этому как к академическому заданию, кто-то, наоборот, как к творческому. Во всяком случае, будет возможна дифференциация.
Глобальная задача, по мнению специалиста, – это вывести ребенка из трех рядов парт, где за каждой партой сидят по два человека: «Из этой своего рода казармы. Если я посажу детей по-другому, начну с ними реальную беседу, тогда начнется реальный русский язык. Самое главное, что это ничего не отменяет. Это не исключает классического: «Итак, дети, наговорились, а теперь взяли ручки, пишем: «Маша ела кашу». Где тут подлежащее, где дополнение?». Но, к сожалению, пока такая организация учебного процесса остается в области фантастики».
По информации журнала «Просвещение. Часть речи»
Добавить комментарий