Эксперт рассказал, как помочь школьнику успешнее адаптироваться к учебному году
Для того, чтобы организм ребёнка смог полностью адаптироваться к школьной нагрузке в начале нового учебного года, может потребоваться до 6 недель. Этот процесс необходимо рассматривать с двух сторон – с точки зрения нейробиологии и психологии, считает декан факультета психологии НГПУ кандидат психологических наук Ольга Олеговна Андронникова.
"По данным нейробиологии, адаптация детского организма к школьным нагрузкам проходит в три этапа. Первая неделя – самый стрессовый этап для ребёнка, когда он только приступает к учебной деятельности, а его мозг из режима отдыха резко переключается в режим учёбы. Префронтальная кора головного мозга, которая отвечает за планирование, самоконтроль, способность к целенаправленной деятельности, у ребёнка с началом учебного года очень резко перегружается. Это приводит к ярко выраженной усталости, выбросу большого уровня кортизола – гормона стресса, всё это сказывается на эмоциональном состоянии школьника и торможении у него основных учебных функций – памяти, внимания, различных аспектов мышления. Ребёнок может начать медленнее соображать, но пугаться не надо – это нормальный процесс, который со временем проходит", – пояснила Ольга Олеговна.
На второй неделе мозг ребёнка начинает выстраивать нейронные связи для приспособления к рутинным действиям: мозг уже адаптировался к нагрузкам и часть новых действий переходит в автоматический режим, в то же время выстраиваются у первоклассников и вспоминаются у всех остальных нейронные пути, связанные с учебной деятельностью. Третий этап, который начинается на третьей неделе учёбы и может продлиться до шестой недели, завершается полным включением ребёнка в учебную деятельность. Новые нейронные связи покрываются миелиновой оболочкой, они становятся прочнее, и школьникам легче становится сидеть, писать, читать, их мозг начинает легче синтезировать информацию с опорой на ранее полученные знания.
Родителям психологи рекомендуют набраться терпения и в первые недели учёбы не давать детям слишком большой нагрузки и не требовать значительных достижений, при этом создавать для них позитивный настрой, рассказывая об интересных сторонах учёбы в школе, а не только о сложностях учебного процесса. Кроме того, очень важно давать детям хорошо отдохнуть летом, не нагружая их учебными занятиями. Ошибочно считается, что летняя учебная нагрузка поможет мозгу не «атрофироваться», но на самом деле ему требуется «перезагрузка».
По информации НГПУ
Добавить комментарий