Виртуальная педагогика для детей-инвалидов
Развитие дистанционного образования детей-инвалидов станет в текущем году новым направлением приоритетного национального проекта "Образование ". Об этом заявил министр образования и науки Андрей Фурсенко на заседании коллегии министерства. По его словам, в бюджете уже выделены средства для обеспечения таких детей доступом к современным образовательным технологиям. Сами инвалиды позитивно оценивают инициативу Министерства образования и науки, но считают, что очное обучениегораздо лучше подходит для интеграции в общество людей с ограниченными возможностями.
Фурсенко сообщил, что новая программа предусматривает подбор и подготовку учителей для дистанционного обучения детей-инвалидов. Им также будут предоставлены необходимые технические средства для доступа к интернету. По словам министра, до 2012 года на эти цели из федерального бюджета выделяется 7,5 млрд. рублей. В этом году финансирование составит 1 млрд. рублей. "Эта программа будет способствовать получению детьми с ограниченными возможностями качественного образования, и, как следствие, их полноценной интеграции в общество ", – подчеркнул министр.
"С одной стороны, это большой шаг вперед ", – считает представитель Региональной общественной организации инвалидов "Перспектива " Надежда Веселова. По ее словам, в России крайне мало учебных заведений, приспособленных для лиц с ограниченными физическими возможностями. "Нигде нет скатов, пандусов, поручней – одни ступеньки, – перечислила эксперт. – Для слабовидящего человека или инвалида- "колясочника " это серьезное препятствие. У нас есть люди, которые смогли получить диплом и в таких условиях, но их единицы ". Поэтому Веселова считает создание инфраструктуры для дистанционного обучения вполне логичным шагом: "Если государство не может обеспечить инвалидам условия для получения очного образования, оно должно помочь с дистанционным ".
При этом она отметила, что сегодня рунет не приспособлен для инвалидов, например, мало какие отечественные сайты имеют вспомогательные функции для слабовидящих. Также Веселова подчеркнула важность очного образования для детей-инвалидов: "Взрослый, социализировавшийся человек, который внезапно стал инвалидом, может ограничиться дистанционным обучением. Но маленьким детям и подросткам важно находиться среди сверстников, чтобы интегрироваться в общество ". По ее мнению, необходимо увеличивать число школ, где учитываются физические ограничения учеников: делать подъемники для колясок, вводить специальные клавиатуры, подготавливать учителей.
Специалисты уверены, что обучение через интернет может дать образование не хуже, чем привычные лекции в аудиториях. "Здесь, как и в традиционном образовании, все зависит от желания человека учиться и от навыков преподавателя. А форма передачи знаний – дело второстепенное ", – говорит руководитель Школы дистанционного образования МГУ имени М.В. Ломоносова Маргарита Балашова. Она сообщила, что такой вид обучения становится все более популярным: "У людей может не хватать времени посещать лекции, и они выбирают такую форму. Мы не отслеживаем количество инвалидов среди наших слушателей, хотя знаем, что они есть. Здесь они равны с другими учащимися – все зависит от них ".
Инвалиды получат квотированные места в вузах с осени 2009 года
Кроме того, Министерство образования и науки РФ выделит квоты на обучение инвалидов в вузах со следующего учебного года, который начнется в сентябре. Об этом сообщила директор департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей министерства Алина Левитская.
"Министерство образования и науки уже приняло решение о выделении со следующего учебного года специальных квот инвалидам на обучение в учреждениях высшего профессионального образования ", – сказала Левитская, выступая на "круглом столе " в Общественной палате РФ. Левитская также напомнила, что люди с ограниченными возможностями могут самостоятельно выбирать форму сдачи итоговых испытаний в школе – ЕГЭ либо традиционный экзамен. Такая же процедура предусмотрена для абитуриентов, имеющих инвалидность.
Напомним, что такая система уже эффективно работает в МГТУ имени Баумана, где учатся инвалиды по слуху.
В российских вузах сегодня обучается порядка 14,5 тысячи инвалидов.
Добавить комментарий