В Новосибирской классической гимназии № 17 состоялись XV открытые Тихомировские Чтения.
Научно-практическая конференция проходила в рамках XXIX Новосибирских Рождественских образовательных чтений, тема которых «Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени».
Проект родился 15 лет назад благодаря исследованию судьбы одного из инженеров, основавших город Новосибирск, Николая Михайловича Тихомирова. Он руководил строительством участка Великого Сибирского пути Уфа – Златоуст – Кривощеково, последнего пролета моста через Обь и собора во имя св. благоверного князя Александра Невского. Отсюда и название чтений – Тихомировские.
Организатор и инициатор проведения Чтений – МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17». Учредителем Чтений является Министерство образования Новосибирской области при поддержке Новосибирской митрополии РПЦ и департамента образования мэрии города Новосибирска.
Участники чтений – учащиеся 6-11 классов школ, гимназий, лицеев города Новосибирска и Новосибирской области. С каждым годом их количество растёт. В этом году в Тихомировских чтениях приняли участие более 100 обучающихся из более 60 образовательных организаций города и области.
В 2025 году Тихомировские чтения проходили в очно-заочной формате. Участники из отдаленных районов Новосибирской области выступали со своими исследовательскими проектами в онлайн-режиме. Однако многие школьники, вместе со своими руководителями, не побоялись ни морозов, ни дальних расстояний и защищали свои работы на площадке Новосибирской классической гимназии № 17. Более десяти лет участниками и друзьями Тихомировских чтений являются школьники из Барабинска, которые ежегодно приезжают в Новосибирск, чтобы лично представить свои исследовательские работы.
Самыми активными школами Новосибирска оказались: МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17», МАОУ «Лицей № 159», МБОУ СОШ № 27, МБОУ СОШ № 76, МАОУ ИЭЛ имени Александра Гараничева, МАОУ «Лицей №136», МАОУ СОШ № 109, которые представили исследовательские работы обучающихся в нескольких секциях.
До начала мероприятия участники Тихомировских чтений прослушали лекцию «Первый вуз Новосибирска и формирование системы вузов в городе в годы первых пятилеток» доктора исторических наук, профессора Академии военных наук, эксперта РАН Кокоулина Владислава Геннадьевича.
Научный сотрудник Музея Новосибирска Константин Артёмович Голодяев рассказал про то, как отмечали Рождество и Новый год в Новосибирске.
Торжественное открытие Тихомировских чтений состоялось в актовом зале гимназии.
С приветственным словом к собравшимся обратилась директор Новосибирской классической гимназии № 17 Нина Демьяновна Кляшторная. Она пожелала участникам Тихомировских чтений интересных открытий, дискуссий, встреч с единомышленниками.
Участников Тихомировских чтений приветствовал научный сотрудник Музея Новосибирска Константин Артёмович Голодяев. Он поделился воспоминаниями об учебе в этой школе, которая раньше носила номер 132.
Сотрудник общепархиального духовно-просветительского центра, священник Валериан Давыдов напомнил, что приближается Рождество, в рамках подготовки к этому празднику в Новосибирске проходят Рождественские образовательные чтений и как их составляющая – Тихомировские Чтения. Он пожелал участникам Чтений узнать что-то новое, обогатиться этими знаниями и найти им применение в будущей жизни.
Идейным вдохновителем Тихомировских Чтений и их организатором является учитель русского языка и литературы высшей категории, заслуженный учитель РФ, руководитель школьного краеведческого музея «У истоков города» Яковлева Людмила Демьяновна.
В напутственном слове к участникам она отметила:
– Самое ценное в Тихомировских Чтениях – это мощное общение всех участников процесса: школьников, педагогов и организаторов за «кадром», еще во время подготовки к конференции. Тихомировские Чтения нас сближают, это единое пространство, где есть место и лингвистам, и историкам, и краеведам, которые занимаются экологическими проблемами. Дети заявляют о проблеме и ищут из неё выход. Какой бы секция ни была – везде мы видим духовно-нравственные аспекты. Святитель Филарет писал: «Чисто сердце, светел ум». Я желаю, чтобы Тихомировские Чтения стали стартовой площадкой для многих из вас, чтобы в будущем вам захотелось написать книгу, создать проект, которые сказали бы новое слово в науке, культуре.
Программа Чтений направлена на формирование у учащихся ценностного отношения к истории России, своего края, к отечественному культурно-историческому наследию, духовно-нравственного воспитания школьников.
На Тихомировских Чтениях работали секции: «Православная культура», «История», «Моя семья в летописи страны», «Литературное краеведение», «Краеведение», «Филология», «Цифровая этика и медиаобразование», «Человек и общество», «Экологическое краеведение». Самыми многочисленными оказались секции «Краеведение», «Моя семья в летописи страны» и «Филология», которые были разделены на две подсекции.
В рамках Краеведческой секции доклады были посвящены теме острогов новосибирского Приобья, особенностям педагогического подхода преподавателей Новониколаевской женской гимназии, мемориальным комплексам, истории возникновения и исчезновения многих населённых пунктов Новосибирской области. Особый интерес вызвало выступление Зайцевой Надежды из Казачемысской школы Татарского района «Семейная реликвия-икона как исторический источник по Русско-японской войне».
Любители «Литературного краеведения» изучали творчество поэтов и писателей Новосибирской области: М. Щукина, Е. Мартышева, Н. Александрова.
Русская Православная церковь в годы Великой Отечественной войны, Сергиево-Казанский храм Краснообска, православные традиции в жизни сибирских крестьян интересовали участников секции «Православная культура».
В секции «История» участники Тихомировских чтений обсуждали героические подвиги наших земляков и нашего народа во время Великой Отечественной войны, историю огнестрельного оружия, депортацию немцев Поволжья в Сибирь.
Выступления участников Тихомировских чтений оценивало компетентное жюри, в состав которого вошли преподаватели новосибирских вузов, священнослужители, сотрудники библиотек, музеев и других социальных институтов города.
Комментарии